Ярославль вошел в десятку городов ЦФО, лидирующих в области обеспеченности торговыми площадями. Обзор рынка торговой недвижимости наиболее инвестиционно привлекательных городов Центрального федерального округа представила компания Welhome.
Обзор был подготовлен лишь по качественным торговым центрам. В соответствии со своей классификацией, компания Welhome относит к таким торговые центры с арендуемой площадью от пяти тысяч квадратных метров с эффективной концепцией, имеющие в своем составе один или несколько крупных якорных арендаторов и торговую галерею, представленную международными, федеральными или региональными ритейлерами (компаниями, имеющими сеть торговых объектов).
«На сегодняшний день рынок торговой недвижимости Ярославля развит очень хорошо, – говорит риелтор Елена Ерофеева. – Я бы даже сказала, что он перенасыщен. Конкуренция между существующими проектами уже очень высока».
Компания Welhome рассмотрела в своем обзоре Брянск, Владимир, Воронеж, Калугу, Липецк, Рязань, Смоленск, Тверь, Тулу и Ярославль. В результате к наиболее перспективным городам для развития торговой недвижимости в ЦФО аналитики отнесли Воронеж. Ярославль наряду с Рязанью и Липецком служба проектного консалтинга относит к крупным промышленным центрам в Центральной России. Показатели оборота розничной торговли здесь имеют практически одинаковые значения.
«Достаточно активно весной и в начале лета этого года развивается рынок торговой недвижимости, – считает аналитик Максим Орлов. – Существенно увеличивается объем качественных площадей. Достоинства в виде огромных супермаркетов, фудкортов, магазинов любого направления, кинотеатров по большей части принадлежат торговым центрам последних пяти лет постройки, таким как Альтаир, Вернисаж, Рио. Наблюдается укрупнение и усложнение форматов торговых центров. Иностранные компании все активнее выходят на рынок, а уже присутствующие расширяют свою деятельность».
Согласно другому исследованию, в нашем городе на 1000 человек приходится 966 квадратных метров торговых помещений. По этому показателю Ярославль опережает Казань, Москву, Астрахань, Челябинск, Санкт-Петербург. Лидерами рейтинга стали Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Воронеж и Самара. В аутсайдерах по насыщенности площадями оказались Новокузнецк, Хабаровск, Ставрополь и Набережные Челны.
На сегодняшний день в Ярославле заявлено к строительству два качественных торговых центра – площадью 113,8 и 120 тысяч квадратных метров.
Кроме того, французский ритейлер Auchan уже в октябре-декабре 2012 года откроет дискаунтер в Ярославле. Новый торговый центр появится в Дзержинском районе, на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Волгоградской. Площадь магазина составит около пяти тысяч квадратных метров. Инвестиции в открытие составят около 160 млн рублей. Сейчас завершается его строительство, а руководство уже набирает персонал. Помимо Auchan, в Брагино сейчас идет строительство двух «Магнитов».
«Легче всего в конкурентной борьбе себя чувствуют компании, работающие в сегменте экономкласса и дискаунтеры – это связано со снижением доходов населения, – рассуждает аналитик Игорь Ефимов. – Даже открывая новые крупные гипермаркеты и арендуя площади в торговых центрах, продуктовые дискаунтеры чаще фиксируют увеличение прибыли и продолжают активную экспансию. А вот у высококлассных торговых объектов дела обстоят сложнее, спрос на них падает».
Коррекция арендных ставок происходит, но это снижение незначительно. А ряд собственников и вовсе поднимает цену аренды, поскольку доходы ТЦ падают.