29 октября в эфире телеканала НТВ вышла новая серия телепроекта «Следствие вели» с Леонидом Каневским. Речь в ней шла о жутких событиях, произошедших в Ярославле в 1966 году. Красавицу-врача нашли мертвой спустя неделю после пропажи. Кто оказался виновным в преступлении? Пока дело расследовали, вскрылась серия пикантных фактов о жителях города.
Внезапно пропала
История началась с того, что в отдел милиции пришли сотрудники железнодорожной больницы и заявили, что пропала их коллега — врач Лидия Скворцова.
— Предполагали, что с ней произошло что-то серьезное. Сама она не могла исчезнуть, — рассказал Александр Пьянков, ветеран УМВД России по Ярославской области.
Ни мужа, ни детей у Лидии не было. И это казалось очень странным, потому что женщина была настоящей красавицей.
В день исчезновения после работы Лидия отправилась навестить свою знакомую — Викторию Пучкову, которая болела дома. Было уже поздно, Пучковы предложили Лидии переночевать у них. Но Лидия сказала, что пойдет на новоселье к коллеге Людмиле. Правда, как выяснили потом милиционеры, никакого новоселья не было. Куда пропала женщина, было неизвестно.
Тело нашла собака
Лидию нашли только через неделю. Мертвой. Тело обнаружил мужчина с собакой. Его фокстерьер начал лаять у забора одного из домов. Хозяин решил проверить, что там, и увидел труп под досками. Как установили полицейские, Лидию задушили, а перед этим изнасиловали.
Всплыл и еще один неожиданный и деликатный факт — в 38 лет у женщины никогда не было мужчин. Насильник стал первым. В больнице, где работала Лидия, рассказали про другую ее странность. Оказывается, когда Лидия только устроилась работать в железнодорожную больницу, она потеряла сознание при осмотре пациента-мужчины, когда тот разделся донага. Коллеги сделали вывод, что врачу «плохеет» при взгляде на голых мужчин. С тех пор ее пациентами были только женщины.
Странный кавалер
В круг подозреваемых в убийстве первым попал слесарь из Ивановской области Павел Коркин. До переезда в Ярославль Лидия жила в городе Вичуге соседнего региона. И там ее домогался настырный кавалер — тот самый Павел.
— Он питал интерес к Лидии Скворцовой. Преследовал ее, — рассказал Сергей Мильто, ветеран Уголовного розыска УМВД России по Ярославской области.
Коркин караулил Лидию на улице, пытался сблизиться. А однажды встал перед женщиной на колено и предложил руку и сердце. Но Лидия только зло потребовала оставить ее в покое. Коркин вскипел и пригрозил припомнить ей это.
Следователи выяснили, что Коркин ранее был судим за хулиганство — обнаженный распахивал плащ у женского общежития. Вполне мог оказаться убийцей. Коркина задержали, но выяснилось, что он не мог изнасиловать Лидию.
— Было установлено, что он страдает половым бессилием, — пояснил Сергей Мильто.
Значит, и убийца не он. Но кто тогда?
Похотливые военные
Расследованием убийства Лидии Скворцовой занимался лучший следователь Ярославля — Марат Зайденшнир. Его называли местным Шерлоком Холмсом. Во времена, когда еще не было компьютеров, он вел собственную картотеку — в маленьких блокнотах записывал все преступления и версии. Поэтому помнил то, что другие забывали. Он отрабатывал причастность к преступлению цыган и даже военных, ведь рядом было зенитно-ракетное училище.
Выяснилось, что в день убийства врача двое курсантов уходили в увольнительную и не могли подтвердить свое алиби. Говорили, что просто гуляли по набережной. Но следователи почувствовали в их словах подвох.
Решили за ними проследить. И узнали тайну. Оказалось, парни навещают замужнюю даму. Под напором милиции троица призналась, что вечер, когда убили Лидию, они провели вместе. Подозрения в убийстве с курсантов сняли.
А что, если соседи?
Наконец, следователи решили сосредоточить внимание на домах, рядом с которыми нашли тело. Они находились на улице Фабричной в Красноперекопском районе. В одном из них жила сама Лидия. В ее доме было четыре комнаты, соседями женщины были пенсионерка тетя Дуся, семья рабочих Андрей и Мария Куликовы и сварщик Евгений. У Евгения было алиби — в день убийства он ездил к жене, которая жила в Рязанской области. Под подозрение попал Андрей Куликов.
— Андрей Куликов ранее был судим, употреблял спиртное, по характеру был буйный, — рассказал ветеран Уголовного розыска УМВД России по Ярославской области Сергей Мильто.
Один раз он погнался с топором за женой. А Лидия за нее заступилась. С тех пор Куликов смотрел на соседку косо. Но, поговорив с Куликовым, следователь Зайденшнир сделал вывод — всё-таки убийца не он. Он мог украсть, ударить, но не убить.
Убийца — сапожник?
Перешли к проверке соседнего дома. В этот раз следователи решили пойти на хитрость. В разработку взяли сапожника Антона Самодурова. Он жил в доме с женой и тремя детьми. Был инвалидом без одной ступни — лишился ее из-за бомбежки во время войны.
— Он был высоким шатеном, нравился женщинам, — рассказал Алексей Матвеев, ветеран прокуратуры Ярославской области.
В дом под видом жильца-заводчанина заселили оперативника Андрея Голубева. Он приносил Самодурову обувь на починку и старался завязать с ним дружбу. И в одном из разговоров обувщик обмолвился, что видел Лидию в день убийства. А соседка тетя Дуся рассказала, что Самодуров как-то непристойно шутил с ее внучками. Операция вышла на новый уровень. Голубев инициировал посиделки с Самодуровым с горячительными напитками и спровоцировал драку. Их доставили в милицию. Самодурова отправили в изолятор на 15 суток. И оперативникам удалось получить его признание в убийстве. Он написал чистосердечное признание на четырех листах.
Тайна Лидии
Сестра Лидии Зоя раскрыла ее тайну, связанную с мужчинами. Оказалось, что они с мамой раньше жили в Калининской области (сейчас Тверской). В 1942 году территория была частично оккупирована немцами. Лидии тогда было 14 лет. Однажды немецкий офицер, который квартировался в их доме, затащил девочку к себе в комнату и велел раздеваться. Но мать вступилась за дочку, предложив фрицу себя. После этого женщина оказалась беременной и наложила на себя руки. Лидия выросла с уверенностью, что мужчины — это зло. Красавица всю жизнь избегала мужского внимания. Даже переночевать у знакомых в вечер убийства отказалась из-за того, что в доме был мужчина. Поэтому и придумала новоселье у коллеги.
Но, когда Лидия пришла домой, дверь оказалась заперта изнутри пьяным соседом. Она знала, что в соседнем доме пустует одна комната, и решила переночевать там. Ее впустил Антон Самодуров. В этот момент его жена лежала в больнице, дети крепко спали. И он решил соблазнить Лидию. Но та дала решительный отпор. Самодуров повалил женщину на кровать и в процессе борьбы случайно убил. После этого тело спрятал. Подтверждением виновности Самодурова были найденные на одежде Лидии фрагменты краски — в комнате, где произошло преступление, раньше жил художник.
Сыщиков поразила жена Самодурова. Пока следователи искали убийцу, она уже понимала, что это ее муж. Прибираясь в доме, она нашла часы Лидии. А на брошенных в стирку кальсонах мужа была кровь. Но женщина никому ничего не сказала.
В итоге Самодурова приговорили к 15 годам заключения. Приговор был достаточно мягким для того времени. Суд учел отсутствие судимостей и троих детей.