Мне посчастливилось побывать на выборах со стороны аккредитованного журналиста и пронаблюдать за ходом выборов на ряде участков в Дзержинском, Кировском и Ленинском районах Ярославля. По поводу проведения выборов: с одной стороны, больших опасений и крупных скандалов не было, с другой – именно эта тишина и пугала.
Утро началось с регистрации в ТИКах, которую необходимо пройти для полноценного доступа на участки. После этого мы поехали по УИКам, на которые были аккредитованы. До самого обеда у председателей комиссий и наблюдателей еще были надежды на большую явку, но затем они растаяли, так как пенсионеры в массе своей проголосовали уже с утра. Всплеска со стороны молодежи мы так и не увидели. Многочисленные призывы в социальных сетях не дали своего результата. На подавляющем большинстве участков к 15 часам дня явка не превышала 20-25%. Становилось понятно, что до результата прошлых выборов она не дотянет. В итоге эти опасения подтвердились – явка в области остановилась на 37,74%.
Однако порадовало, что серьезными нарушениями эти выборы не прославились, хотя известно, что наблюдателям от некоторых партий обещали доплачивать за их обнаружение. И чем больше бы нарушений было зафиксировано, тем больше было бы вознаграждение наблюдателя. Дважды я столкнулся с тем, что председатель УИК откровенно ругался с наблюдателями из-за того, что те пишут необоснованные кляузы. Никаких «выборных каруселей» и подкупов избирателей наблюдатели не фиксировали.
Кстати, стоит отметить тот факт, что наблюдателями от «Единой России» были покрыты все участки. Практически таким же многочисленным был фронт наблюдателей от КПРФ, немало было представителей от «Родины» и справедливороссов. Единичный характер носило появление на участках наблюдателей от ЛДПР, партии «Зеленых» и «Парнас». От остальных партий никого замечено не было. Все наблюдатели были довольны честностью проведения голосования. Также в ходе наблюдения удалось пообщаться с наблюдателями от ОБСЕ, но они отказались от конкретных комментариев, заявив, что не имеют на это права, а позиция организации будет оглашена позже на пресс-конференции в Москве.
Примерно у половины участков стояли экзит-пульщики, которые спрашивали у выходивших с участков людей, за кого те проголосовали. С утра их данные поражали. По 194-му округу между Грибовым, Воробьевым и Балабаевым шла упорная борьба, и каждый из них претендовал на победу. Однако к полудню ситуация стала меняться, и явный фаворит голосования Александр Грибов стал уходить в отрыв. Примерно так же менялись и результаты партий. Утром у некоторых УИКов заметил ожесточенную борьбу КПРФ и «Единой России» за первое место, но затем, после ухода пенсионеров с участков, коммунисты серьезно сдали.
Из более серьезных нарушений стоит отметить, разве что инцидент в ДК Добрынина, где мужчина пытался унести с собой бюллетени домой якобы для того, чтобы показать сыну. Но на выходе из здания его остановили полицейские. Затем, увидев, что его снимают на видео, он поспешил вернуться на участок, где испортил бюллетень.
Одним из нововведений этих выборов являются электронные КОИБы, которые значительно упростили работу комиссий. Они самостоятельно подсчитывают как общее количество голосов, так и число голосов за ту или иную партию или кандидата.
В итоге многочасовой процесс подсчета и пересчета голосов упрощен до пары минут, из него полностью убран человеческий фактор. Машина все делает сама – и наблюдателям, и комиссии остается только подписать итоговые результаты и разнести их по штабам партий и в ТИК. На КОИБы на отдельных участках были жалобы (на двух участках они совсем не работали и были заменены стандартными урнами для голосования). Однако все претензии относились к тому, что избиратели попросту не привыкли к электронным машинам, в которые не всегда удавалось с первого раза отправить свой бюллетень.
Как постскриптум отмечу, что эти выборы в Ярославле были максимально прозрачными, что подкреплено показателями наблюдателей от различных партий. Однако выражу сожаление, что граждане в своем большинстве проигнорировали голосование, понизив тем самым уровень легитимности нашего будущего парламента.