Каждый день большинство ярославцев утром садится в автобус и едет на работу, а вечером так же, на общественном транспорте, возвращается домой. И мало кто задумывается о том, как много людей трудится над тем, чтобы мы привычно встречали на остановке желтый автобус. И каждый человек — это работа, судьба, жизнь.
20 ноября в России отмечают День работника транспорта. К своему профессиональному празднику трое сотрудников «Транспорта Ярославии» рассказали о своей работе.
Алексей Шарапов, водитель: «Не люблю сидеть в засаде»
Шофером Алексей мечтал стать с детства. Да и как иначе, ведь шоферами были его дед и отец. Правда, поначалу юноша мечтал о дальних городах и странах — хотел стать дальнобойщиком.
— А папа хотел, чтобы я водил автобус, — рассказывает Алексей Шарапов. — Его уже давно нет с нами, а я вот осуществил его мечту. И мне нравится эта работа. Здесь каждый день ощущаешь свою востребованность. Вот подъезжаешь к остановке, видишь, как тебя ждут люди. Открываешь двери, они садятся, разговаривают о чем-то, о своем, смеются, грустят, а ты их везешь. В эти моменты отчетливо понимаешь, что ты нужен, твоя работа нужна этим простым ярославцам.
Последние несколько лет Алексей водит 49-й автобус. Говорит, что это совсем не скучно — ездить каждый день по одному и тому же маршруту. Наоборот, видит в этом свои плюсы.
— Мне нравится, — говорит он. — Тут уже каждую кочку на дороге знаешь, по времени ориентируешься, когда пробка может быть, когда поднажать надо, чтобы из графика не выбиться. Многие люди ездят постоянно, входят в автобус и здороваются. Это очень приятно.
Водительский стаж Шарапова — около 15 лет. За это время в совершенстве освоил несколько моделей автобуса, может работать и в городе, и на пригородных маршрутах. Он хорошо знает город и, если нужно, может выйти на любой маршрут. Иногда ему, как и всем, приходится дежурить в резерве, чтобы срочно заменить заболевшего водителя или вывести автобус вместо сломавшегося.
— Мы это между собой называем «сидеть в засаде», — смеется Алексей. — Но я не люблю. Уж лучше «идти на биток» — вести полный автобус.
Елена Кулиманская, диспетчер: «Я люблю свою работу, она живая»
По образованию Елена — портниха. Закончила ярославское ГПТУ № 31. Несколько месяцев поработала мастером пошивочной мастерской. Затем был моторный завод. Но чувствовала — «не мое». В диспетчеры ее привела подруга. Елена решила попробовать — и осталась навсегда.
— Это работа быстрая, активная, — говорит она. — Нужно всё время быть собранным, внимательным. Нужно думать, быстрая реакция нужна. А еще это постоянное общение с водителями. С ними нужно дружить. А иногда их и в кулаке нужно держать. В общем, не соскучишься. Мне такая работа по душе, она живая.
Работает Елена сутки через трое. Пиковые нагрузки — утром и вечером, когда нужно отправить водителей на маршруты, выдать путевые листы и встретить после смены, собрать отчеты. Тут приходится шевелиться, ведь водители всегда торопятся, негоже их ждать заставлять. Но и днем бывают внештатные ситуации, когда приходится быстро принимать решение.
— Вот, например, попал водитель в пробку, — делится Елена. — Значит, чтобы пассажиры на остановках не ждали, нужно другой автобус отправить. Ситуации на дорогах бывают разные, так что с водителями мы постоянно на связи. Правда, созваниваемся только на конечных остановках. На маршруте нельзя, небезопасно.
В последнее время автобусов стало больше, а значит, и работы прибавилось. Но Елене это только в радость. Как она говорит, прибавляет оптимизма. И еще гордости за свою работу, ведь ярославцам стало удобнее пользоваться общественным транспортом.
Вячеслав Орлов, мастер ремонтных мастерских: «Желаю всем больших стремлений»
Вячеслав Орлов родился в Рыбинске, в 2009 году окончил Ярославский государственный технический университет и с тех пор «прирос» к транспорту. Сначала трудился старшим мастером смены в Пассажирском автотранспортном предприятии № 1, затем перешел в «Транспорт Ярославии».
По его словам, техника за эти годы изменилась колоссально. Она стала комфортнее и для пассажиров, и для водителей, и в плане ремонта. Но и знаний для ее обслуживания теперь требуется больше.
— Практически вся диагностика сейчас проводится с помощью компьютеров, — рассуждает Вячеслав. — Это позволяет довольно точно определить поломку. Но и слесари должны быть внимательны. Иногда бывает, заехал автобус на ремонт с одной проблемой, а в ходе выявили и другие. В нашей работе очень важно быть внимательным, ведь от нее зависит не только выполнение графика, но и безопасность пассажиров.
В подчинении Орлова — десять человек. Коллектив небольшой, но слаженный и дружный. Есть и опытные работники, которые знают технику от а до я, и молодежь, которой еще предстоит набраться опыта. По мнению Вячеслава, это хороший сплав: те, кто постарше, лучше разбираются в механике, молодым больше поддаются компьютерные программы.
— Главное, что я могу положиться на каждого, — считает Вячеслав. — Конечно, ошибки бывают. Не ошибается тот, кто не работает. Но мы внимательно разбираем каждую ошибку и учимся, стараемся не повторять, чтобы у ОТК не было претензий.
Жизнь — это развитие. И в профессиональный праздник Вячеслав Орлов пожелал своим коллегам больших стремлений к росту, к тому, чтобы никогда не стоять на месте и двигаться только вперед.