Василий Потехин из Ярославля 15 лет проработал юристом и сделал карьеру на этом поприще. Но четыре года назад круто изменил свою жизнь и стал водителем автобуса. Сегодня он возит ярославцев по одному из самых длинных городских маршрутов. О том, как семья отреагировала на перемены и чем привлекает его эта работа, Василий рассказал в интервью.
— Стать водителем автобуса — это детская мечта или вы пришли в профессию как-то иначе?
— Это детская мечта, но осуществилась она не сразу. Мой отец был юристом и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому я сначала окончил техникум, а затем институт и получил юридическую специальность. Работал судебным приставом, с 2017 по 2020 год — заместителем начальника отдела — заместителем старшего судебного пристава. К этому времени у меня уже была большая семья. Денег не хватало, да и решить пресловутый квартирный вопрос не получалось. Вот тут я и вспомнил про детскую мечту.
— Вот так просто пересели из кабинета в водительское кресло?
— Сначала нужно было освоить новую специальность. Так что я пошел учиться, прошел стажировку и только после этого мне доверили возить людей. Мне было немного легче, чем другим. Так получилось, что я сманил своего товарища, тоже юриста, стать водителем автобуса и сам уже шел по его стопам. Работа водителя — индивидуальная. Но при этом на предприятии сложился хороший дружный коллектив. Меня очень хорошо встретили и помогали на первых порах. А теперь уже я сам, если надо, беру в рейс стажеров.
— Как семья восприняла перемены?
— Решение изначально было принято на семейном совете, так что семья меня поддержала и сейчас во всём поддерживает.
— Что главное в работе водителя?
— Внимание и чувство ответственности. Дорожная ситуация всё время меняется. Нужно внимательно следить за ней, чтобы не допустить не то что ДТП, а даже просто резких торможений, ведь это может привести к травмам пассажиров. Водитель должен всегда помнить, что он отвечает за жизни и здоровье людей.
— Такая ответственность не давит?
— Это нормально. Мужчина должен брать на себя ответственность.
— Бывают «беспокойные» пассажиры, которые мешают безопасному вождению, ведут себя неадекватно?
— К сожалению, довольно часто. Но тут мне помогает выдержка, приобретенная на старой работе. Я просто выключаю любые эмоции и действую строго по закону. Главное — не дать втянуть себя в скандал. Стараюсь как можно меньше вступать с такими людьми в диалоги, не поддаваться на провокации. Я всегда помню, что я — водитель и моя главная задача — безопасность движения. Этому не должны помешать никакие нервы. Когда становится совсем тяжело, вызываю полицию. Были в моей практике и такие случаи.
— Вы работали еще на старых машинах, а в «Транспорте Ярославии» пересели на желтые автобусы. Чем они лучше?
— Новые машины всегда лучше, чем старые. Они меньше ломаются и легче в управлении. Они более комфортны и для пассажиров, и для водителей. Я постоянно работаю на одной и той же машине. Знаю ее как свои пять пальцев. И берегу, конечно. Она мне уже как родная, и это очень помогает, особенно в сложных ситуациях.
— Вы работаете на разных маршрутах или всегда на одном?
— Раньше работал на разных, но теперь мой маршрут — № 56 «Поселок Прибрежный» — «Машприбор». Это один из самых длинных и востребованных маршрутов в Ярославле. На мой взгляд, на одном маршруте работать удобней. Лучше знаешь обстановку, ориентируешься в пробках, учитываешь нюансы, которые есть на каждом маршруте.
— Не скучно каждый день из точки А в точку Б и обратно?
— Знаете, каждый рабочий день одновременно и похож и не похож на следующий. С одной стороны, выезжаешь на маршрут, и всё идет своим чередом. Одни и те же остановки, одни и те же виды из окна. Даже многие люди, которые каждый день в одно и то же время едут с работы и на работу, уже примелькались. С другой — обстановка на дорогах всегда разная. Водителю ежеминутно приходится решать разные задачи, чтобы не попасть в ДТП, соблюсти график движения. Тут точно не соскучишься.
— Вас устраивает график работы, зарплата?
— Самое главное — на новой работе мне удалось решить жилищную проблему. Теперь у нас свой дом. Купили его в ипотеку, которую я еще выплачиваю. На жизнь хватает. У меня большая семья, четверо детей, младшей дочери всего годик. Чтобы больше проводить времени с семьей, я выбрал график 5\2, то есть работаю в будни, а в выходные дни отдыхаю, провожу время с семьей. Руководство пошло мне навстречу. Летом по выходным мы ходим в походы, с костром, палатками и песнями под гитару. Зимой собираемся все вместе, обедаем, пьем чай и обсуждаем новости и события, которые произошли у каждого. Для меня это очень важно.
— Всё рабочее время вы находитесь один в кабине автобуса. Вы ощущаете себя членом большого коллектива?
— Да, конечно. По работе я общаюсь с диспетчерами, инженерами, кассирами. «Транспорт Ярославии» — крупное предприятие, от которого во многом зависит жизнь простых ярославцев. Здесь большой коллектив, и все мы делаем общее дело. Я, как и другие водители, часть этого коллектива. Кроме того, у нас есть свои футбольная и волейбольная команды, проводится много спортивных турниров и других мероприятий, в том числе семейных. Вот, например, недавно жена с детьми ездили в зоопарк. Эту поездку организовали на предприятии.
— Как вы думаете, какими будут автобусы и их водители через пятьдесят, сто лет?
— Скорее всего, автобусы будут беспилотными. А водители будут управлять движением откуда-то издалека, сидя у пульта, в кабинете, в удобном кресле.
ООО «Транспорт Ярославии», t-ya.ru.