В конце 2022 года в Ярославле торжественно вручили ключи от новых квартир переселенцам из аварийного жилья. Специально для них власти построили двухподъездную семиэтажку на Труфанова, 10а в Дзержинском районе. Жильцы окружающих домов косо смотрели на эту стройку — ведь дом впихнули на месте зеленой зоны. Но пришлось смириться — все понимали, что новоселы и сами переезжали сюда не от хорошей жизни. Объект возводили по нацпроекту «Жилье и городская среда».
Цена строительства составила 171 миллион рублей. Большая часть финансирования шла от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В доме получилось 83 квартиры (48 однокомнатных, 25 двухкомнатных, 9 трехкомнатных и одна четырехкомнатная), в которых разместилось около 220 жильцов. Застройщиком стала ярославская строительная компания «Виннер».
ООО «Виннер» было зарегистрировано в Ярославле в 2007 году. На сайте компании говорится, что она занимается строительством домов и соцобъектов, работает в Ярославской, Вологодской, Ивановской и Московской областях. Была застройщиком дома на Кавказской, 28 в Ярославле, детских садов на улице Дядьковской в Ярославле, детской поликлиники в Костроме, регионального Центра по лыжным гонкам и биатлону в Центре Лыжного спорта Демино, пристройки к школе № 43 на ул. Б. Октябрьская, д. 64а и других объектов. Сейчас компания выполняет капитальный ремонт Театра юного зрителя в Ярославле за 56,7 миллиона. Чистая прибыль организации за 2022 год составила 1,8 миллиона рублей. Учредителями компании являются Надежда Храпова, которая раньше была участником и руководителем торговой компании «Ярстройснаб 2001», и Надежда Савченко, которая в прошлом была совладелицей строительной компании «Теплый дом».
Прошло около года с того времени, как первые переселенцы заехали в дом. Мы съездили в семиэтажу и поговорили с жителями. Многие сказали, что не рады переезду в такое жилье. Главная претензия людей — к качеству объекта. Но есть и другие замечания.
Обои лежали на полу
87-летняя Галина Инсарская из квартиры № 3 оказалась первой, к кому мы зашли. Она пригласила нас в квартиру. С виду в комнате и кухне всё чисто, аккуратно. Кроме одного — отходящих от стен обоев. Галина Владимировна призналась, что приехала жить в дом на улицу Труфанова вместо сына. Ему 35 лет назад дали комнату в общежитии, принадлежащем фабрике «Русьмебель», на Закоторосльной набережной. За три десятка лет крепкий деревянный дом превратился в труху.
— Там был ужас. Дом одноэтажный деревянный вроде барака. Комнатки по 14 квадратных метров. Отопление печное, вода и туалет на улице. Пол провалился. У сына жена и дочь. Они там в последнее время не жили. Мы все ютились у меня в квартире на улице Володарского, — рассказала Галина Владимировна.
Наконец в марте 2023 года сыну предложили переезд на Труфанова. На семейном совете решили, что сын останется в квартире матери, а она переедет в новостройку. Галина Инсарская говорит, что в общем-то ее всё устраивает, кроме того, как застройщик сделал ремонт.
— Только подписали акт о приемке, на следующий день пришли — все обои валялись на полу, — рассказала женщина.
У соседей пенсионерки еще больше претензий к новому жилью.
Центр против окраин
Один из жителей первого подъезда, попросивший не называть его имени, пожаловался на массу проблем, с которыми пришлось столкнуться после переезда.
— Мы с женой и сыном приехали из центра — с Флотской, 1а. У нас там на шесть семей была одна кухня и один туалет. Ванны не предусматривалось — мылись у родственников или на работе. Заехали сюда одними из первых в январе 2023 года. Снаружи дом выглядел как конфетка, а внутри пришлось всё переделывать — сантехнику, полы, окна. Из окон сильно дуло, пришлось всё разбирать и заделывать щели. Смесители через два месяца заскрипели, начали протекать, шланги порвались, — пожаловался он.
Но самое главное — это недостаточно теплые батареи и неработающая вытяжка.
— Вентиляция дует не из квартиры, а в квартиру. В декабре в морозы чуть ли не снежинки вылетали из нее. Если к ней повесить шкаф, то будет настоящий холодильник, — грустно ухмыльнулся мужчина.
Да и соседи не всегда устраивают.
— Контингент разный. Есть и асоциальные личности — алкоголики, наркоманы. Например, с Перекопа. Сидят, выпивают прямо в коридоре на подоконниках. Потом чинарики, банки остаются, — возмущен он. — С нами переехали некоторые соседи. Мы сейчас в основном с ними и поддерживаем отношения — общаемся, по праздникам собираемся вместе.
И вообще переехавшим из центра в Брагино в новом месте не уютно.
— С Флотской сюда переехать — это, чтобы вам понятно было, как из Ярославля в Данилов или из Москвы в Ярославль перебраться. У нас раньше из окна открывался вид на зелень, церковь. А здесь окна выходят на соседнюю пятиэтажку. Я вот сейчас думаю, что надо приватизировать квартиру, продавать ее и валить отсюда, — признался мужчина.
Площадь больше, а вещи деть некуда
Аналогичные претензии высказали и жильцы квартиры № 31.
— Мы переехали с улицы 1905 года. Жили там с женой и двумя детьми. Проблемы старого дома начались из-за того, что в нем не чинили вовремя крышу — пошли протечки, всё стало осыпаться, в итоге дом признали аварийным. Это где-то в 2000-х годах произошло. А он при должном уходе мог бы еще сто лет простоять! — рассказал Алексей Малинин. — Новая квартира нам по метражу даже чуть больше досталась. Но там потолки высокие были — все вещи помещались. А здесь пришлось в коридоре ставить сундуки — храним там банки. Еще старую ванну с собой привезли. А то новая какая-то узкая. Но главные проблемы — это недостаточное отопление и неработающие вытяжки.
«Здесь роскошь!»
Впрочем, не все жильцы недовольны переездом. Часть людей признались нам, что рады вырваться из старых трущоб в новое жилье.
— Раньше я жил в деревянном доме на Суздальском шоссе. Находиться там было уже невозможно — плесень, тараканы. Мы писали много жалоб. В августе 2023 года сюда переехал. По сравнению со старым домом здесь вообще роскошь! — улыбается Анатолий из квартиры № 38.
Еще одну жительницу мы застали за фотографированием с улицы своего балкона.
— Ой, мне балкон застеклили сегодня. Вот фотографирую, — смутилась она.
Оказалось, что женщину зовут Елена, она из квартиры № 66. У нее тоже нет претензий к новому дому.
— Я переехала из дома Белинского, 4а. Это была двухэтажная коммуналка. Все недоделки в этой квартире — ерунда по сравнению с тем, что у нас было раньше. Чисто, красиво, соседи хорошие! — похвалила Елена свое новое место жительства.
Из плюсов новостройки люди также называют близость магазинов, садиков, школ.
Что с батареями и вентиляцией
Так как часть жильцов новостройки, не сговариваясь, пожаловались нам на проблемы с отоплением и вентиляцией, мы переадресовали эти вопросы в мэрию и другие инстанции.
— В муниципальное учреждение «Агентство по строительству», которое было заказчиком строительства дома, поступают жалобы от жителей многоквартирного дома по ул. Труфанова, д.10а на низкую температуру воздуха, «обратную тягу» в вентиляционных каналах, — подтвердили в городской администрации.
Но проверка, проведенная в доме 15 декабря 2023 года, по словам властей, не подтвердила нарушений в системе отопления.
— В квартирах была зафиксирована температура воздуха от 19,1 до 22,6 градуса по Цельсию. Это соответствует норме, — сообщили в мэрии.
А вот по вентиляции, действительно, выявили недочеты.
— В большинстве обследованных квартир зафиксирована «обратная тяга» в вентканалах. Средняя температура воздуха в помещении кухни находилась в диапазоне от 16,8 до 22,1 градуса по Цельсию, отверстия вентиляционных каналов в большинстве квартир закрыты скотчем или иными материалами. Наблюдается разбалансировка системы отопления. Даны рекомендации выполнить наладку и обеспечить во всех помещениях нормируемые параметры, обеспечить правильную работу естественных вентиляционных каналов, оставляя их постоянно открытыми, в том числе отверстия с комбинированными каналами, — отметили в мэрии.
По мнению проверяющих, нарушения в работе вентиляционной системы возникли не при строительстве дома, а уже в процессе эксплуатации здания. Соответственно работу по исправлению ситуации возложили на Управдом Дзержинского района. Там же сообщили, что обратная тяга — вина самих жильцов. Якобы они сами неправильно пользуются оборудованием.
— Проверка вентиляционных каналов проводится в данном доме не менее трех раз в год, жителям квартир давались пояснения о том, что вентиляция в доме естественная, циркуляция воздуха происходит при поступлении воздуха через регулируемые оконные створки, так как в доме других устройств для притока воздуха нет. Запрещается закрывать (заклеивать) отверстия вентканалов, для правильной работы они должны оставаться открытыми. В адрес жителей направлены уведомления о правилах пользования вентиляцией, — пояснили нам в управляющей компании.
При этом в управдоме всё-таки признали и тот факт, что в некоторых квартирах холодно.
— В некоторых квартирах дома были установлены нарушения температурного режима, не связанные с работой системы теплоснабжения. В ходе осмотра было установлено наличие дефектов монтажа оконных блоков, — уточнили в управдоме.
В компании «Виннер», которая была застройщиком на объекте, нам сообщили, что готовы устранять те дефекты, которые были допущены при строительстве — по гарантии, которая будет действовать еще четыре года. Со всеми жалобами жителям порекомендовали обращаться в муниципальное «Агентство по строительству», а оно в свою очередь, если вопрос действительно касается строительной части, уже передаст информацию им.
— Когда мы сдаем дом, мы получаем разрешение на ввод здания, у нас все инспектирующие службы проводят проверки. Вентиляцию проверяла специализированная организация. А дальше всё зависит от эксплуатации. Она естественная — нужно проветривание в квартирах. Если кто-то закроет, то дальше по этажам может быть проблема, — пояснила генеральный директор компании «Виннер» Надежда Храпова.
Между тем, жители говорят, что обращались с жалобами в разные инстанции, получали похожие ответы. Но проблемы, по их словам, не решаются. Сейчас они намерены писать жалобу уже в прокуратуру.
Напомним, мы делали репортаж из ярославской малосемейки, которая навсегда осталась советской.