Гибкости Галины Жилкиной из Ярославля могут позавидовать 20-летние. В 82 года пенсионерка свободно садится на шпагат, встает на голову и делает 40-минутную зарядку по утрам. Галина не жалуется на здоровье, а из врачей посещает только окулиста.
Рассказываем секреты активной пенсионерки с непростой судьбой, которая смогла начать новую жизнь с помощью спорта.
Жизнь в детдоме и мечты стать летчиком
Галя Жилкина воспитывалась в детдоме. У ее родителей было семеро детей, а времена голодные, послевоенные. Отец Галины потерял на фронте руку, но работать всё равно было нужно. Тогда многие семьи отдавали детей в приюты, зная, что там их точно накормят и напоят.
О занятиях в спортивных секциях в то время и речи быть не могло, хотя любовь к спорту проявлялась у Гали уже в те голодные годы. Активная девочка любила проделывать акробатические трюки на кровати, хотя никто ее этому не учил.
— В детском доме я была до 14 лет. Там физкультурных занятий кроме того, что придумаем сами, не было. Только научилась на коньках кататься последний год. И я любила стоять на голове на кровати. Никто не хотел, а меня вот тянуло к этому. А когда меня домой забрали, я подглядела за спортсменами, которые у школы занимались, и стала повторять, — вспоминает Галина Жилкина.
Когда ситуация в семье нормализовалась, отец забрал Галю домой. На нее легли бытовые обязанности, плюс нужно было присматривать за младшими и учиться в школе. Времени на то, чтобы заняться спортивным хобби, не было. Но Галя изучала новые упражнения сама.
— Было такое стремление. Было желание заниматься физкультурой. Я просто подглядела, как это делают спортсмены, и у них научилась. Стала делать стойку, мостик, и всё. Уже в первом классе я делала на сцене акробатический этюд. Видимо, гибкость у меня хорошая оказалась. Профессионально никогда не занималась, — пожимает сейчас плечами Галина.
После школы она, как и многие ее ровесники в те времена, пошла на работу. Всё это время девушка лелеяла в душе мечту — научиться летать. Но зрение подвело, поэтому на летчика медкомиссия не пропустила. Тогда выбор девушки пал на парашютный класс в ярославском аэроклубе. Том самом, где занималась первая женщина космонавт Валентина Терешкова.
— Вообще-то я хотела летать, прозанималась, подготовку прошла. Но оказалось, что у меня не хватает зрения для полетов. Меня отправили в парашютный класс. Мечтала я стать летчиком, не знаю, почему. В детском доме всё время клеили самолетики, планер собирали. Пацаны всегда мои игрушки брали. А мне вот хотелось именно летать. Поступила. Сначала со слезами. Ну а потом ничего. Мне было-то 18 лет. Занимались прыжками, для соревнований там еще были стрельба, бег, батут и лопинг. Потом стрельбу почему-то отменили.
465 прыжков до 26 лет и занятия с Терешковой
Ежедневных занятий в классе не было. Тогда все работали. Многие, в том числе Галина, умудрялись совмещать несколько смен на заводе и любимое хобби. Она вспоминает — прыгать было не страшно даже в первые разы.
— Отучилась я всего неделю, вот тогда каждый день занимались. А потом прыгнули — и всё. Хочешь — дальше прыгай, записывайся. Назначают какой-то день. К нему попала — прыгнула. Не успела, ну что ж. Народу тогда очень много ходило в парашютный класс. Не хватало плановой таблицы. На неделе еще можно было попасть, а вот в выходные дни... Если ты прибежала, и у тебя парашют не уложенный — не надейся. Были у нас там еще планеры, самолеты, вертолеты позже появились. Я тогда еще в три смены на заводе РТИ работала шлифовщицей, потом на прессах. Бывает: прибегаешь с ночной смены в день прыжков. Врач меряет давление, говорит: «ой, 90/60, нельзя тебе прыгать. Побегай вокруг домика. Побегаешь? Ну ладно, давай». Вот с ночной смены мне всегда удавалось прыгнуть. А уж если с дневной, прибежишь, а тренер говорит: «всё, уже не влезаешь».
Через два года после того, как Галина прошла первую медкомиссию, оказалось, что зрение у нее нормальное. Тогда она решила не терять шанс воплотить мечту в реальность и записалась на полет на планере.
— И там полетела. Подготовка уже была пройдена, пошла сразу на практику. Потом планера и самолеты перевели в Рыбинск, а нам оставили вертолеты и парашютный класс. И вот я прозанималась, попала в команду. Мастера спорта выполнила на наших ярославских соревнованиях, — с гордостью в голосе вспоминает Галина.
Помнит Галина и Валентину Терешкову. Та пришла в парашютный класс чуть позже Галины. Правда, женщины между собой не общались — на тот момент у Терешковой уже были другие друзья в аэроклубе.
— Я почти ничего про нее не могу сказать — ни плохого, ни хорошего. Дело в том, что она пришла в 1959 году. Я в конце 1958-го. Я в 59-м уже прыгала. У нас была Морозычева, вот она и была подругой Валентины. С Морозычевым она тоже дружила. Валя Зайцева еще была. Остальных я не знаю. Когда я приходила парашют себе уложить, мне уже обязательно давали задание. То чехлы зашить, то формуляры заполнить. Ну не касалась я их (Терешковой и ее друзей. — Прим. ред.), почти не касалась. Вот сейчас покажите меня ей — она меня не узнает совершенно. Только если по старым фотографиям.
— А целеустремленная она женщина, как считаете?
— Ну, я думаю, что да, вполне. Однажды во время прыжков ей врач сказал, это было при мне: «Валя, если ты не будешь смотреть за своей щитовидкой, я тебя больше не пропущу». Значит, в итоге-то она ее вылечила. Чего-то ведь она сделала. Раз она прошла. Вот когда у нас набирали в космонавты, взяли-то троих: Терешкову, Веру Квасову и Кузнецову Валю. Прошла одна Терешкова. Вроде, все прыгали, у всех здоровье было. А казалось: у одной перелом позвоночника, у другой перелом ноги. И всё, и не прошли.
Сама Галина не жалеет, что не попала в отбор. В космос она никогда не стремилась.
— Меня туда и никто не приглашал. Это был отбор. Приехали. Главный инструктор назначил, кого отобрать, их и забрали. Меня было не видно и незаметно, скромная была. Но у меня и в мыслях не было в космос лететь. Тем более, уже все полетели. Чего мне этого желать? — пожимает плечами Галина. — Летать — я бы с удовольствием. А вот космос — не мое.
Прежний состав команды распался, когда Галине было 26 лет. К тому моменту она успела сделать 465 прыжков с парашютом.
— Я в команде осталась одна. Молодые пришли. Не хотят, чтобы старухи с ними занимались, — с улыбкой протянула Галина. — Пришлось уйти. Занималась почти 9 лет на тот момент.
30 лет без спорта, трагедия, новая жизнь
После ухода из аэроклуба Галина всю себя отдала семье и работе. День один за другим протекал по похожему сценарию, в котором спорту места не было. Перестала даже зарядку делать по утрам. Будто и не было спортивной юности.
— У меня был перерыв почти 30 лет. Я ничего не делала, никакой гимнастики. Я стала заниматься спортом после того, как у меня не стало никаких других стимулов, — в глазах Галины мелькнула тоска, но внешне женщина ее не выдала.
Под отсутствием стимулов скрывается история потери Галиной самых близких. Подробно она об этом говорить не хочет. Ограничивается лишь фразой «у меня вся семья умерла, хорошего мало».
— Ребенка нет, мужа нет. Чего делать? К тому же, пенсионерка. Нянчилась, правда, кое с кем. Потом забрали. Начала в 45 заниматься снова. Были модные течения: чиститься и всё такое. Я чистила организм по методике одной женщины, когда книгу прочитала. Помню, что печень — уксусом и маслом. Много тогда грязи из меня вышло. Только сосуды не смогла вычистить, — рассказала Галина.
Сейчас у пенсионерки прекрасная фигура. Сама она со смехом говорит — на диетах не сидела никогда.
— Это сейчас я уже не ем, потому что не хочу. А раньше — пироги, как захотела, так и испекла. Не сказать, конечно, что объедалась, всё в меру. А сейчас так мне вообще говорят, после 80 можно есть всё что угодно, ничего не вредно. А всё равно худеешь, потому что занимаешься. Ну и плюс летом у меня сад — нагрузка. 6 часов обязательно, — рассказала Галина.
С выходом на пенсию Галина стала возвращаться к спорту постепенно. Начинала с катания на лыжах, коньках.
— Я еще работала на стадионе 10 лет. Там и занимались. При этом еще катки заливали, чистили летом беговые дорожки, волейбольные площадки, сетки натягивали, косили вручную косой. Работы было много, — вспоминает Галина.
Затем постепенно в будни стала вживаться привычка делать ежедневную зарядку. Галина дает себе отдых лишь на один день в неделю.
— В воскресенье отдых. На кровати у меня зарядка занимает 20 минут и на кухне 20 минут, — объяснила Галина.
В обязательный ежедневный комплекс входят упражнения, многим знакомые с уроков физкультуры. Наклоны и повороты головой по 12 раз в обе стороны, упражнения с килограммовыми гантелями — махи и вращения руками. Затем пенсионерка приступает к наклонам и вращениям туловищем. После того как верхняя часть тело достаточно размята, внимание уделяется ногам. Сначала легкая растяжка, потом — шпагат и махи ногами. Затем Галина переходит к отжиманиям. Делает не меньше 30 за раз. А в завершение зарядки женщина встает на голову.
Всем этим Галина занимается дома и самостоятельно. Однажды ее звали на групповые упражнения для пенсионеров, но она отказалась.
— У нас на Резинотехнике была группа пожилых, меня туда приглашали, конечно. Но я не очень хотела. Потому что то, что они там делали, мне уже не надо было. Я делала гораздо лучше их. Им больше нужно где-то общество, поболтать, поиграть во что-то. А мне это было неинтересно. Они на экскурсии. Ну я не любитель такого общества вообще. Я сама. Это просто сила воли. Надо себя заставлять каждый день делать зарядку, заниматься, — объясняет она.
Любовь к спорту от Галины передалась лишь ее племяннице — Любови Успановой. В детстве Люба занималась триатлоном, потом тайским боксом. Сейчас она работает тренером. Вдохновившись примером Галины, она создала и собственную группу для пожилых, куда сейчас ведет набор.
— Кроме нее у меня желающих заниматься спортом не было. Только она, — с улыбкой смотрит Галина на племянницу. — Тут всё равно желание нужно. Тем более в возрасте. Себя заставлять очень трудно. Вот зачем мне, собственно, это? Иной раз и не хочется ничего делать. А заставляю. Поэтому я вам и говорю о том, что сила воли нужна, — уверена Галина. — Начинать нужно потихоньку, не всё сразу. Заставить себя тяжело. Это ведь не один раз надо делать. Я всё это делаю, на огороде работаю. У меня никаких болезней нет. Так что так. Нельзя бросать, если ты устал. Устал — отдохни и сделай еще раз.
Напомним, ранее мы рассказывали историю 113-летней жительницы Ярославля, которая раскрыла секрет долголетия.