В России урбанисты выступили с неожиданным предложением: чтобы не потерять большую часть городов, их нужно объединить между собой. В каждой такой связке должно быть по три города. Такие союзы городов назвали синурбическими треугольниками. И таких синурбий в стране должно появиться, по их мнению, много.
— Возникла идея создания синурбии, где три относительно средних или крупных города (но не миллионника) соединены между собой железнодорожной связью, позволяющей проехать из города в город за 30 минут — 1,5 часа, — объяснил директор научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Москвы «МосТрансПроект» Александр Поляков. — Соответственно, люди смогут жить в одном городе, отдыхать в другом.
В один синурбический треугольник урбанисты предложили объединить Ярославль, Иваново и Кострому. Они объяснили, что городов должно быть именно три.
— Это конструкция, в которой любой город находится от двух других примерно на одинаковом расстоянии, — уточнил доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени Ломоносова Тарас Вархотов. — В каком бы городе ты ни жил, два других для тебя одинаково достижимы. При других фигурах мы такой ситуации не получим. Всё, что оказывается внутри треугольника, тоже одинаково удобно достижимо из любой точки на периметре.
Кроме железнодорожного транспорта связать города могут водный транспорт и малая авиация. Урбанисты уверены в том, что синурбии смогут составить достойную конкуренцию городам-миллионникам в плане экономического развития. А по качеству жизни, возможно, и обойдут их, потому что больше людей сможет жить в частных домах, на природе и при этом иметь возможность быстро добраться до медицинского или образовательного учреждения. Также синурбия даст импульс развитию сельского хозяйства и малых городов внутри треугольника.
— Количество посетителей музея, например, в Угличе возрастет в разы, так как он уже будет относиться к миллионному населенному образованию, — добавил Поляков.
Урбанисты говорят, что при объединении Ярославля, Иванова и Костромы получится что-то вроде одного большого. При этом он не становится единым в плане сплошной застройки. Каждый остается отдельной единицей.
Но по факту города сейчас, наоборот, «отдаляются» друг от друга. Из Ярославля до Костромы на электричке ехать 2,5 часа. Можно, конечно, поехать на «Ласточке», но билет эконом-класса на нее стоит больше тысячи рублей. А пригородный поезд Ярославль — Иваново и вовсе отменили.
Мы поинтересовались у чиновников, есть ли у них планы прислушаться к урбанистам и создать синурбический треугольник. Оказалось, что заниматься этим никто не намерен. У всех нашлись свои причины.
Надо ли Ярославлю объединяться с Ивановом и Костромой?
В правительстве Ярославской области сказали, что здесь уже есть своя агломерация, в которую входят Ярославль, Ярославский район, Тутаев и поселок Константиновский и этого достаточно.
— Организация скоростного железнодорожного сообщения между Ярославлем, Ивановом и Костромой не предусматривается, — сообщила начальник управления массовых коммуникаций правительства Ярославской области Ирина Горюнова. — Вопрос создания агломерации Ярославль — Иваново — Кострома не рассматривался.
В Ивановской области чиновники не намерены ничего делать, пока не пришлют приказ сверху, а потому ни о каких объединениях в синурбические треугольники там тоже не думают.
— Для объединения Ярославля, Иванова и Костромы в синурбический треугольник необходимо принять решение о разработке государственных программ, — заявила начальник департамента внутренней политики правительства Ивановской области Наталья Суворова. — В правительство Ивановской области поручений по объединению городов от федерального правительства не поступало.
А костромские власти не нашли в своем штате специалистов, которые бы смогли просчитать детали объединения с Ярославлем и Ивановом.
— В настоящее время не сформирована правовая основа для объединения российских городов в синурбические треугольники, — заключил заместитель губернатора Костромской области Юрий Маков. — Следовательно, не представляется возможной финансовая оценка расходных обязательство, возникающих у участников такого проекта, а также прогнозирование последствий такого объединения в долгосрочной перспективе.
Урбанисты полагают, что чиновники не могут расшевелиться в этом вопросе, потому что в России власть выстроена по принципу вертикали и главы регионов попросту не общаются друг с другом.
— Невозможно вспомнить случая, когда три губернатора соседних регионов встречались, — поделился мнением глава ярославского отделения «Городских проектов» Денис Харитонов. — В России нет горизонтальной самоорганизации и не будет, всё это напалмом выжигается. Очень грустно
Ранее директор научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Москвы «МосТрансПроект» Александр Поляков и доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени Ломоносова Тарас Вархотов представили свою книгу «Terra Urbana. Города, которые мы п…м», в которой детально рассказано, что объединение российских городов в синурбические треугольники необходимо для их развития.