Марии Ермошиной из Ярославля 21 год, и она уже звезда «ТикТока». У девушки больше миллиона подписчиков, рекламные предложения. Девушка зарабатывает, выкладывая видео. Взрослым кажется, что видео — пустышки. Ну танцует девчонка, кривляется — на этом можно заработать? А как? О чем они вообще думают, эти тикток-звезды? Кто на заводах-то будет работать, если все будут «пилить видосики»? О том, как двадцатилетние смотрят на жизнь, на работу и на своё предназначение, мы и поговорили с Машей.
— Многие взрослые люди не понимают, чем их дети занимаются в «ТикТоке» и что это вообще такое. Твои родители понимают?
— Мой отец первое время вообще не воспринимал «ТикТок» как серьезное занятие. Для него это до сих пор остается чем-то вроде игрушки, хотя сейчас он даже подкидывает мне идеи для видео. Он думает, что я быстро брошу. А мама всем хвастается, мол: «Вот, она у меня в Москву ездит, зарабатывает там, подписчиков у неё много». Для мамы это стало чем-то, чем можно гордиться. Папа тоже стал периодически подкидывать мне свои идеи. И материально помог с покупкой нового телефона для съёмок. В общем, теперь они относятся к этому серьёзней. Но в целом у старшего поколения более консервативные взгляды насчёт всего этого. Для них важно, чтобы у тебя была стабильная учеба, стабильная работа...
— А для тебя — не важно?
— Я учусь на четвертом курсе в педагогическом университете. Пошла я туда скорее из-за родительского напора. Я пошла на педагога, потому что у меня мама педагог. Я хотела поехать в Питер, учиться на ветеринара, но меня не пустил отец. Сказал, что я еще маленькая. Но мне не нравится система, что мы сразу после школы должны выбрать, чем хотим заниматься всю жизнь. У человека должно быть полгода или годик, чтобы всё обдумать и сделать выбор в пользу какой-нибудь профессии.
Для меня «ТикТок» — это что-то между хобби и работой. Мне было это нужно как человеку, который вообще не умел контактировать с людьми и редко выходил из дома. Сейчас я могу сказать, что «ТикТок» меня немного раскрепостил. Я снимаю видео уже второй год, и у меня уже было раз пять, когда я выгорала от этого. У меня уже были такие моменты, когда я отдыхала от «ТикТока» месяц или два. Потому что аудитория хочет от тебя всегда больше и больше. Ты морально устаёшь от этого. Хотя сейчас я склоняюсь к этому больше как к работе, потому что хочется более ответственно относиться к контенту. От этого ведь зависит моя популярность.
— И заработок?
— Я не считаю, сколько денег мне это приносит, потому что каждый месяц бывает по-разному. Заработок появляется на рекламе. Например, есть госзаказы, которые нам часто дают: такой мне предлагали и в сторону митинга. Давали за него около 60–80 тысяч рублей, но я отказалась. Репутация для меня важнее денег. В принципе, за рекламу я беру не очень много. Если рекламу хочет заказать какой-нибудь начинающий музыкант, то я беру не больше 5 тысяч. Если это что-то типа сайтов знакомств, то ценник повышается. Все зависит от того, кто предлагает тебе рекламу.
— Хейтеров много? Как вообще относишься к нападкам в соцсетях?
— Раньше очень близко к сердцу принимала любую критику. Нужно просто принять то, что хейт будет всегда. Сейчас я отношусь к нему спокойно: если тебя хейтят — ты интересен людям. Нужно запомнить именно эту фразу. Есть некоторые блогеры, которые банят хейтеров, но я так не делаю. Во-первых, я понимаю, что есть мои люди, которые меня защитят. Во вторых, хейт — это больше просмотров, больше комментариев, что тоже идет мне на пользу.
— Что ты производишь на самом деле? Я совсем недавно зарегистрировалась в «ТикТоке» и заметила, что большинство видео не несут особой смысловой нагрузки. Что в них ценного? И вообще — то, что ты делаешь, не кажется тебе пустым?
— «ТикТок» — это место для морального отдыха. Ты приходишь просто посмотреть и отдохнуть. Я, если честно, редко вижу контент, который меня цепляет. В основном все повторяют тренды. Мой блог тоже почти не несет смысловой нагрузки. У меня, как и у всех блогеров, с которыми я разговаривала, одна проблема — мы боимся остаться одинокими. Почти у всех раньше были проблемы в школе или в общении с людьми. В «ТикТоке» мы нашли отдушину, где мы можем развить и показать себя. Я более чем уверена, что приношу пользу обществу. Многие пишут мне в сообщениях, что я мотивирую людей. У меня были проблемы с лишним весом, я похудела килограммов на 10 за достаточно короткое время, и люди это видели. В своем блоге я часто улыбаюсь, даже когда не хочу. То есть в моем блоге мне хочется осчастливить человека. Многие приходят в «ТикТок» с плохим настроением, и я надеюсь, глядя на мою улыбку, они тоже улыбнутся. Основная аудитория — это подростки 14–16 лет. Пусть они лучше смотрят на положительный пример, чем поддаются влиянию чего-то плохого.
— Многие твои ровесники выбирают рабочие профессии: врачи, слесари, сантехники. И они делают то, что по итогу можно потрогать руками. У тебя дома не течет туалет, в квартире есть электричество — и это заслуга тех, кто посвятил жизнь такой работе. Но, возможно, они тоже бы хотели заняться своими блогами? И кто тогда будет работать руками? Что будет, если исчезнут рабочие профессии?
— Мне кажется, такое невозможно. Если брать мою группу в университете, я единственная, кто снимает контент. На самом деле, этим мало кто занимается, но все там сидят. Мало кому дастся эта мотивация, так как у тебя не будет сразу много просмотров или лайков. Набрать аудиторию — это тоже труд. Поэтому я не думаю, что все резко уйдут в «ТикТок». Мало кто будет долгим упорным трудом развивать свой блог.
— Сколько времени ты проводишь с телефоном? И сколько ты сможешь протянуть без него?
— В прошлом году я проводила в телефоне чуть ли не 24 на 7, у меня очень болели глаза. Я тратила много времени на подборку звука для видео и прочие вещи для блога. Сейчас же я трачу не больше 5 часов в день. Когда я приезжаю к отцу, то в основном не сижу в телефоне. Дня два я могу спокойно уделить семье. Ещё у нас недавно была практика на Плещеевом озере, мы жили в палатках без Сети, и я чувствовала себя спокойно. Я отношусь к телефону как к средству связи и инструменту для моей работы.
— Представь: интернет отключили. Совсем. И нет миллиона подписчиков в «ТикТоке»...
— Скорее всего, я бы работала там же, где и сейчас (в магазине аниме-атрибутики. — Прим. ред.), или помогала бы по работе отцу. Я думаю, что не пропаду без интернета. Я могу быть счастливой без миллиона подписчиков. Если меня так же будут окружать люди, которые окружают сейчас, то почему нет? И еще главное, чтобы с семьей всё хорошо было. Я бы сто процентов не пошла работать по своей профессии, потому что я не ощущаю себя взрослым человеком.
— Что это значит для тебя — взрослым?
— Я бы не хотела сейчас заводить детей или принимать серьёзные решения. Как я уже сказала, я ощущаю себя подростком. Родить, например, — это не главное моё предназначение. Я хочу сначала встать на ноги, чего-то добиться, а потом уже можно заводить детей.
— У тебя есть заветная мечта?
— Мне как-то вдолбили в голову, что не должно быть мечты, а должна быть цель. Моя цель — переезд из Ярославля. В Питер или Москву, в крупные города, в которых есть другие блогеры. Скорее всего, Москва, потому что там уже есть места, в которые меня приглашали.
— Каким ты видишь свое будущее? Вообще интересно понять, как ты представляешь себе дело жизни?
— По поводу своего будущего я могу сказать только то, что я хочу переехать из Ярославля, потому что здесь почти нет блогеров. Я сейчас учусь на педагога, но я не вижу себя в этой профессии. Хоть мои близкие и гордятся тем, что через год я стану педагогом, я понимаю, что это не мое. У меня и у моих родных разные интересы, и я не хочу жить так, как они. Я хочу добиться большего, чем добились мои родные.