Экология Зеленые масла у Волги «Отходы первого класса опасности»: где в окрестностях Ярославля захоронили тонны нефтепродуктов и химии

«Отходы первого класса опасности»: где в окрестностях Ярославля захоронили тонны нефтепродуктов и химии

Как и когда собираются бороться с вредоносным наследием эпохи СССР

В Ярославле и около него захоронены тонны отравы

В Ярославле и рядом с ним заложены три экологические «мины», которые отравляют жизнь людей не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Власти рассказали, что сейчас с этими опасными захоронениями и собираются ли их ликвидировать.

Тонны отравы рядом с Волгой

Тонны нефтепродуктов захоронены у Юбилейного моста

Объект накопленного вреда «зеленые масла» расположен в Ярославле на берегу Волги в районе ТРЦ «Рио» на Тутаевском шоссе. Это площадка бывшего сажевого завода, который работал с 1933-го по 1970 год. Само «зеленое масло» представляло собой нефтепродукты, которые использовались для производства сажи. Их сливали в котлованы, вырытые в земле. Сверху тоже засыпали грунтом. Грязь из пропитанной отравой земли начнет стекать в Волгу. Для снижения негативного влияния на окружающую среду в 1976 году была построена дренажная система по периметру территории, загрязненной нефтепродуктами. Ее главная задача — предотвращать попадание грязи в Волгу. Насколько эффективно сейчас работает такая защита — большой вопрос.

Площадь территории, где захоронены «зеленые масла» составляет 18 гектаров. Количество загрязненного грунта, по данным правительства региона, — около 6,6 миллиона тонн, масса непосредственно нефтепродуктов в земле — 16,5 тысячи тонн.

В 2023 году власти обещали разработать проектно-сметную документацию для утилизации отходов и внести объект в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, чтобы привлечь для ликвидации федеральные средства. Но работа застопорилась. Причиной стали изменения в законодательстве.

— Теперь объект может быть включен в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде только по результатам инвентаризации, проведенной Росприроднадзором, — пояснили в январе 2024 года чиновники.

10 июня на заседании комитета Ярославской областной Думы по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике министр лесного хозяйства и природопользования Дмитрий Пеньков рассказал о том, на какой стадии ситуация находится сейчас.

— Сейчас сформировано техническое задание для Роспотребнадзора и Росприроднадзора по инвентаризации объекта. Срок проведения работ — до сентября 2024 года. В результате получим оценку федеральных коллег. Кроме того, одним из критериев, препятствующих участию в федеральных программах, была частная собственность на земли в этом месте. На сегодняшний момент реквизиция земельных участков завершена. Территория находится в собственности Ярославской области. Совместно с мэрией Ярославля была проведена большая работа по определению химического и компонентного состава отходов. Материалы по подтверждению класса опасности отправили в Росприроднадзор на утверждение. По нашим данным, подтвержден первый класс опасности. Сейчас обсуждается возможность привлечения российского экологического оператора ФГУП «Фэо» Госкорпорации «Росатом» по изысканиям и началу проектирования — это та организация, которая уполномочена в РФ работать с отходами первого и второго класса опасности, — сообщил Пеньков.

Реквизиция — вид юридической экспроприации, изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества.

Также прорабатывается вопрос включения «зеленых масел» в федеральную программу «Генеральная уборка» на 2025 — 2030 год.

Федеральный проект «Генеральная уборка» предполагает решение многолетней проблемы улучшения состояния территорий и акваторий, на которых выявлен вред окружающей среде. Как правило, это вред, который возник в результате прошлой экономической деятельности, а обязанности по его устранению не были выполнены, либо были выполнены не в полном объеме.

Кстати, в 2020 году специалисты предложили три способа избавиться от «зеленого масла». Первый — нейтрализовать вещество с помощью специальных химикатов. Второй — сжечь загрязненную почву в специальных установках. Третий — опять же, прибегнуть к термической обработке и воздействию биосорбентами. Цена каждого способа на тот момент составляла от 8 до 12 миллиардов рублей. При этом срок выполнения работы, по расчетам, мог растянуться на 10 лет.

Кислогудронные пруды выше по течению

Уже много лет стоит вопрос о рекультивации этой зоны

Кислогудронные пруды находятся недалеко от Ярославля и, что особенно важно, выше по течению Волги. Они расположены на территории ОАО ЯНПЗ имени Менделеева в поселке Константиновском Тутаевского района. Пруды появились в период с 1938-го по 1967 год в результате сброса отходов производства в накопители. Со временем вещества, попавшие в воду, расслоились на донный кислый гудрон и водный раствор серной кислоты, поднявшийся ближе к поверхности. Пруды относятся ко второму из пяти классов опасности отходов и представляют серьезную угрозу для экологии. Их площадь — 21,6 гектара, объем — 267,5 тысячи тонн. По предварительным оценкам, для ликвидации объектов нужно 18,8 миллиарда рублей.

— Инвентаризация этого объекта уже завершена. Сейчас начат монтаж опытно-промышленной установки. Этим занимается институт имени Губкина по госзаданию от министерства природных ресурсов. Данный институт проводит опытно-промышленные испытания для подготовки предложений по технологии утилизации и обезвреживанию отходов. Срок выполнения этого госзадания — до октября 2024 года. Стоимость работ — 50 миллионов рублей. Далее будет стадия проектирования, — пояснил Дмитрий Пеньков.

Ликвидацию кислогудронных прудов, как и «зеленых масел», ярославские власти хотят включить в Федеральный проект «Генеральная уборка».

Шламонакопители среди жилых домов

Отстойники расположены практически под окнами домов

Третья экологическая мина заложена ближе всего к жилым домам — это шламонакопители на улице Елены Колесовой. Площадь территории, на которой они находятся, составляет 11,5 гектара, площадь самих шламонакопителей — 9,9 гектара. По информации властей Ярославля, расстояние от опасных прудов до ближайших жилых домов (ул. Елены Колесовой, 72, 74) — всего лишь 30 метров.

С 1963 года по 1975 год включительно шламонакопители использовались в качестве прудов-отстойников для осветления сточных вод от лакокрасочного производства. С 1 января 1976 года эксплуатация шламонакопителя была прекращена. До 2005 года ОАО «Лакокраска» планомерно занималось рекультивацией шламонакопителей путем засыпки грунтом. Но затем предприятие обанкротилось, работы прекратились. Тонны опасных отходов остались лежать посреди жилого квартала. Сейчас засыпанные землей отстойники выглядят как пустырь. Лишь иногда местные жители ощущают здесь неприятный запах, а на асфальте рядом с поляной после дождя остаются цветные разводы.

Исследования почвы, проводившиеся здесь несколько лет назад, показали повышенное содержание в ней тяжелых металлов. Например, норма по хлору превышена в 45,7 раза. Всё это с пылью разносится по округе.

Пруды уже включены в реестр объектов накопленного вреда.

— Сейчас мэрия Ярославля проводит торги на поиск подрядчика на проектирование их ликвидации, — пояснил Дмитрий Пеньков.

В процессе аукциона идет сбор заявок от потенциальных исполнителей. Победителя определят после 13 июня. Мэрия готова заплатить за выполнение работ 29,75 миллиона рублей.

Предполагается, что деньги непосредственно на ликвидацию опасных захоронений выделит федеральный бюджет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем