Ярославские депутаты предлагают вернуть государству полномочия по контролю за своевременным прохождением ТО автовладельцами. А также устранить связь между страхованием и техническим осмотром. Таким образом, исключив коммерческую составляющую этого процесса.
На недавнем заседании комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству был озвучен проект постановления о внесении изменений в процедуру организации и проведения техосмотра транспортных средств. Позднее проект будет направлен для рассмотрения в Госдуму РФ.
По мнению специалистов, рост аварийности по причине технической неисправности транспортных средств связан именно с передачей контроля за техосмотром страховым компаниям. Продажа полиса ОСАГО привязывается к наличию диагностической карты. Но получить ее можно и без прохождения реального осмотра. Проще говоря – купить. Поэтому фактически этот рынок сейчас вообще никем не контролируется. А содержать своего «коня» в надлежащем состоянии или нет – самостоятельно решает каждый автовладелец.
«Некоторые страховщики вообще рассматривают техосмотр как препятствие для своей деятельности. Поэтому «Росгосстрах», к примеру, с первого дня своей работы ввел такую схему: при необходимости гражданину при покупке полиса ОСАГО предоставляется пакет документов, включая диагностическую карту. За нее берется плата, а ехать на ТО или нет – решает сам владелец, – рассказал генеральный директор НП «Автотехэкперт» Николай Калинин. – В результате по итогам 2014 года аффилированный оператор этого страховщика провел 52 тысячи техосмотров. Получается, что на проверку одного авто они потратили 1,5 минуты. Согласитесь, что это просто невозможно! И получается, что над вопросами безопасности превалирует достижение коммерческого результата».
Госконтроль также законодательно исключен. По действующим нормам инспектор проверяет только полис ОСАГО, и его наличие автоматически означает, что автомобиль исправен. Кроме того, с октября 2014 года прицепы и полуприцепы любой грузоподъемности вообще не надо страховать, страхуется только головной тягач.
Законопроект, внесенный на рассмотрение депутатов, предлагает устранить связь страхования с техосмотром и вводит прямой госконтроль со стороны ГИБДД за его прохождением. Также предъявляются более жесткие требования к операторам техосмотра и вводится аттестация технических экспертов с занесением в общедоступный реестр. Все прохождения ТО предлагается записывать на видео, а мобильные станции, которые фактически просто продают диагностические карты, вообще запретить как явление. А полномочия по аккредитации и контролю операторов ТО передать в некоммерческую структуру – «Российский союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств».
С подобными предложениями согласен и председатель ярославского регионального отделения ФАР Сергей Терехин.
«Мы кидаемся из крайности в крайность. Монополия гаишников – плохо, нынешний беспредел – тоже плохо. Нужно сделать, как в Европе: создать единую максимально открытую (кроме персональных данных) базу автомобилей с записью всех параметров пройденного ТО, плюс видеозапись прохождения. Только так можно будет победить коррупцию и вранье», – уверен Сергей.