В Ярославле, как и в целом по стране, продолжается кризис системы ОСАГО. Получить полис «автогражданки» без очереди и покупки дополнительных услуг практически нереально. А обещанные повышения выплат практически никак не сказались на количестве судов со страховыми компаниями.
Уже больше полугода ярославские автомобилисты, чтобы продлить или впервые купить полис ОСАГО, записываются в страховую за два месяца вперед, занимают живую очередь в шесть утра, покупают полисы добровольно-принудительного страхования жизни или вовсе обращаются к сомнительным агентам и брокерам.
«В «Жасо» и «Согазе» без допов, но в «Жасо» нужно сидеть и ждать до победного, а в «Согазе» прийти рано утром (лучше часиков в 6) и занять очередь. Пришедший первый сотрудник всех запишет из расчета один человек в час. Далее приходите уже к своему назначенному времени», – делятся опытом ярославские автовладельцы на городском портале.
Более того, некоторые страховые компании при заключении договора ОСАГО теперь требуют к осмотру ваш автомобиль и фиксируют все повреждения на нем, как при оформлении КАСКО.
«Машину на осмотр требуют в связи с тем, что действует система прямого возмещения убытков – клиент за выплатами обращается в свою собственную страховую. Поэтому машину фотографируют на предмет уже имеющихся повреждений, чтобы при наступлении страхового случая водитель не мог списать на ДТП то, что у него уже было», – пояснила юрист ярославского филиала СК «Югория» Елена Хрящева.
Все это связано с тем, что обязательное автострахование стало убыточным для страховщиков. Об этом свидетельствует и тот факт, что на сегодня в Ярославле закрылись уже несколько филиалов крупных компаний. Таких, как «МСК», «Сургет-Нефтегаз», «Ингосстрах» (остался только офис продаж в Пошехонье), по некоторым данным, планирует закрываться «Альянс». По словам самих страховщиков, выплат по ОСАГО у них больше, чем доходов от продаж.
Судя по всему, большую часть из них составляют судебные выплаты. Несмотря на вступление в силу новых методик расчета и повышения денежных лимитов по страховым случаям, ситуация с судебными тяжбами совершенно не изменилась. Страховые по-прежнему выплачивают только часть суммы, реально необходимой на ремонт автомобиля после ДТП.
Единая методика расчета стоимости ремонта по ОСАГО начала действовать с 1 декабря. Ее разработал Российский союз автостраховщиков совместно с экспертами и утвердил Центробанк. Теперь эксперты рассчитывают стоимость восстановительного ремонта по четко установленным ценам.
«Реестр запчастей составлялся еще летом 2014 года, и даже тогда он в разы отличался от реальных цен. Грубо говоря, если на рынке запчасть стоила 100 рублей, то согласно реестру – 50. Стоимость нормо-часа в этом списке также далеко от суровой реальности, – отмечает руководитель оценочной компании «Артэкс» Артем Веретенников. – Поэтому расчет по единым методикам РСА очень невыгоден для клиентов и они по-прежнему обращаются в независимую экспертизу и в суд».
В общем, в сложившейся ситуации, заложниками которой стали все автомобилисты страны, совет один – позаботьтесь о своем ОСАГО заранее. Во-первых, филиала вашей страховой может уже не существовать в Ярославле или его планируют закрыть. Значит, придется срочно искать альтернативу. А во-вторых, даже в своей страховой ожидание выдачи полиса может занять пару месяцев.