Продолжается публичное обсуждение нового законопроекта, ограничивающего срок эксплуатации автомобилей в России. С подобной инициативой выступил Минпромторг. Главный аргумент: подавляющее большинство транспортных средств в РФ эксплуатируются за пределами нормативного срока службы. Как следствие – их низкая техническая надежность, несоответствие современным требованиям безопасности, высокая вероятность внезапного выхода из строя узлов и агрегатов в процессе движения, а, значит, высокая вероятность совершения ДТП.
Однако в настоящий момент нет никакой конкретики о том, сколько именно составляет «нормативный срок службы» и что предполагается делать с автомобилями, которые его превысили. В 2009 году уже обсуждалась инициатива запретить авто старше 25 лет, но поддержки она не получила. При этом участники публичного обсуждения отнеслись к инициативе в основном скептически.
По мере роста пробега усталостные напряжения в конструкции возрастают от 1,4 до 2,5 раз.
«Истинная цель данного законопроекта – ликвидация негативных последствий падения спроса на новые автомобили в России, обозначившееся в первом полугодии 2014 года, таких как падение производства автомобилей и автокомплектующих. Говоря проще, предлагается насильно пересадить владельцев старых автомобилей на новые. Данная проблема актуальна, но должна решаться другими способами, не нарушающими права населения», – считает один из участников публичного обсуждения Александр Зверев.
То есть мало кто сомневается, что инициатива Минпромторга связана не столько с заботой об экологии и безопасности, сколько с необходимостью стимулировать рынок. И в первую очередь, отечественных авто. В любом случае, подобные инициативы представляются неосуществимыми, по крайней мере, без драматических последствий для общества. Запрет вызовет резкое падение цены автомобиля на вторичном рынке при приближении к критическому возрасту и увеличит стоимость обслуживания. И в первую очередь, это больно ударит по необеспеченным слоям населения, особенно в сельской местности.
«Если ввести такой закон, процентов 30 автопарка сразу отсеется. В том числе какие-нибудь муниципальные предприятия, находящиеся в отдаленных районах, которые не получают достаточного финансирования и ездят на своих «козликах» и «буханках», – уверен координатор Автопортала76.ру Максим Малкин. – Большой вопрос, смогут ли они позволить себе новый автомобиль, если даже «пустая» Lada Granta стоит под 300 тысяч рублей. Также в тяжелом положении окажутся владельцы коммерческого и грузового транспорта. Поскольку по прошествии 10–15 лет грузовое авто подвергается существенному обновлению и от оригинала остается только рама. Также остается открытым вопрос с раритетными автомобилям. Существуют целые сообщества, устраиваются автопробеги. И зачастую ретроавто имеют гораздо лучшее состояние, чем более молодые машины».
На самом деле, специалисты уверены, что при грамотном обслуживании машина сможет прослужить даже дольше 25 лет. Опасность автомобиля не имеет прямой связи с его возрастом и зависит в гораздо большей степени от технического состояния конкретной машины, а не даты ее производства. Поэтому более логичным было бы предложение вернуть полноценную и строгую систему техосмотра. Но восстановление этой системы – тема сложная и долгая, тогда как власти ищут быстрый и легкий способ стимулировать рынок.