С 1 сентября в России вступил в силу новый пакет поправок в закон «Об ОСАГО», утвержденный в рамках масштабной реформы автогражданки. Водителей ждет целый ряд изменений, касающихся, прежде всего, порядка возмещения убытков.
1. Устанавливается тарифный коридор для полисов ОСАГО. Теперь базовый тариф имеет минимальное и максимальное значение, в пределах которых определяется сумма страховки на конкретное авто.
«В 2013 году была создана единая автоматизированная информационная система РСА, куда заносятся данные обо всех застрахованных авто. Если были какие-то ДТП по вине водителя, то для него будет повышенный коэффициент. И наоборот – пониженный за безаварийное вождение, – пояснил руководитель оценочной компании «Артэкс» Артем Веретенников. – Но в целом региональный коэффициент повышается, и стоимость ОСАГО будет выше».
2. Сокращается срок урегулирования страховых случаев с 30 до 20 календарных дней с момента получения страховщиками полного пакета документов от потерпевшего. Если документы пересылаются в электронном виде, у компании есть еще три дня на проверку. Но, в любом случае, к страховщику будут применены жесткие санкции при наличии «просрочки» исполнения обязательств – неустойка составляет 1% от размера выплаты в сутки. По истечении указанного срока страховщик обязан компенсировать ущерб или отказать, указав причину. За необъяснение причин действует отдельная санкция – 0,05% от страховой суммы в день.
3. Теперь водитель может выбирать форму компенсации убытков по ОСАГО. Либо выплата деньгами, либо направление на ремонт. Страховщики обязаны размещать на сайте список техстанций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО. На практике не все ярославские компании публикуют актуальные списки СТОА, так что лучше уточнить это по телефону.
4. Еще один важный момент – возмещение убытков по договорам, которые были заключены не с компанией напрямую, а через агентов или брокеров. Теперь закон четко указывает, что ответственность в любом случае ложится на страховщика, даже если он не получил вовремя страховую премию от посредника. Причем страховщик несет ответственность и за несанкционированное использование бланков ОСАГО, за исключением тех случаев, когда полисы были похищены и компания заявила об этом в полицию.
Данные нововведения – далеко не последние. Самый масштабный блок изменений ожидает нас 1 октября.
5. Теперь при наличии разногласий по выплатам автолюбитель обязан попытаться решить спор со страховой в досудебном порядке.
«Для этого нужно отправить страховщику аргументированную жалобу с приложением подтверждающих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан ее рассмотреть и ответить. Если компания не реагирует на претензию, по решению суда взыскивается 50% штраф от суммы невыплаченного страхового возмещения, – уточнил юрист ярославского филиала страховой компании «Югория» Антон Колесов. – Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение того, что он пытался решить дело миром, суд оставит такой иск без рассмотрения».
6. Вводится единая методика независимой технической экспертизы и утверждается Банком России. Однако, по словам страховщиков, методика еще не утверждена.
Напомним, что некоторые поправки к закону об ОСАГО уже вступили в силу. В частности, со 2 августа действует прямое возмещение убытков. То есть при ДТП, в котором вред причинен только имуществу, за выплатой можно обращаться только в свою страховую компанию. В связи с этим специалисты рекомендуют заключать договор автогражданки только в той компании, чье представительство есть в регионе. «Некоторые покупают полис ОСАГО в Москве или у брокеров, которые могут продать все, что угодно. А потом начинаются проблемы, когда человеку приходится отправлять документы в другой город, потому что представительства его страховой просто нет в Ярославле», – предупреждает Артем Веретенников.