Сегодня в России объявлен траур по погибшим на теплоходе «Булгария». После трагедии на Куйбышевском водохранилище Президент России Дмитрий Медведев заявил, что необходимо провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров.
«Очевидно, что далеко не единственное судно имеет такого рода проблемы», — отметил он.
Напомним, что 10 июля на Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега затонул двухпалубный теплоход, на борту которого находились более 200 человек. Спасти удалось только 80 из них.
Медведев также подчеркнул, что нужно либо заставить всех судовладельцев организовать капитальный ремонт судов, либо вывести их из эксплуатации, если суда по своему качеству не подходят для пассажирских перевозок.
Ярославские речники проверок не боятся, они уверены, что суда в нашей области достаточно надежны.
Речной транспорт у нас состоит в основном из небольших судов, вроде теплохода «Москва».
«Всего у нас в собственности есть пять теплоходов, — рассказывает директор Ярославского речного порта Михаил Ермолаев. — Самый старый из них был спущен на воду в 1980 году. Остальные — 85-го года. Для речных судов это не возраст. Их состояние позволяет перевозить пассажиров».
Каждые пять лет судно проходит освидетельствование в Российском речном регистре. Тогда же проводится капитальный ремонт корпуса, судовых механизмов и винто-рулевых механизмов.
«Такой ремонт мы осуществляем своими силами. У нас есть доки, свои специалисты, механики», — говорит Михаил Ермолаев.
Помимо освидетельствования, перед началом каждого сезона навигации судно проверяют инспекторы государственного речного надзора. Именно в их обязанности входит выявление любых нарушений, наложение штрафов и даже приостановление движения судна.
«Перед первым выходом судна в рейс проверяется буквально все: снабжение, наличие и количество спасательных средств, электрооборудование, якорное устройство, документы на собственность, документы российского речного регистра и многое другое, — поясняет заместитель начальника ярославского линейного отдела центрального управления государственного речного надзора Сергей Орлов. — Потом в течение навигации идут плановые контрольные осмотры».
Если инспекторы государственного речного надзора обнаруживают нарушения, с которыми запрещается эксплуатация судна, то они имеют право временно приостановить его движение до устранения неполадок.
«К таким нарушениям относятся, например, неисправность якоря, радиосистемы, недостаточная укомплектованность спасательных средств, отсутствие документов российского речного регистра, — продолжает Сергей Орлов. — В этом году после проверок у нас были небольшие замечания по пассажирским судам, но они не влияют на обеспечение безопасности пассажиров».
Помимо ярославского речного транспорта специалисты речного надзора могут проверить и суда, следующие транзитом через наш город. Здесь нарушений, как правило, бывает больше. Так, по нескольким областям, включая Ярославскую, с начала навигации в этом году было выписано около 28 запретов на движение судов.
Сама ситуация с затонувшей «Булгарией» многим напомнила трагедию в ночном клубе «Хромая лошадь». Тогда в страшном пожаре погибли более 100 человек. Как позже выяснилось, в клубе было множество нарушений правил пожарной безопасности.
И только после того, как погибли люди, по всей стране прокатилась волна проверок.
Точные причины гибели теплохода «Булгария» пока не установлены. Среди них называют и перегруз, и отказ одного двигателей, и износ судна. По предварительным данным, около месяца назад «Булгария» прошла техосмотр и получила разрешение на эксплуатацию. Кто ответит за гибель людей, если судно признают непригодным для пассажирских перевозок, станет ясно после завершения расследования.
Тем временем западная пресса критично отозвалась о случившемся с «Булгарией». Сайт InoPressa провел мониторинг среди крупнейших иностранных СМИ. Значительная доля высказываний заграничных журналистов сводится к тому, что власти равнодушно относятся к безопасности людей в России, но главная беда — во «всепроникающей» коррупции.
«Власти демонстрируют решительность: начаты следственные мероприятия по статье «халатность». Но будут ли найдены виновные в трагедии на Волге? Тот, у кого есть связи, и кто может дать взятку, обычно выходит сухим из воды, — цитирует InoPressa ежедневную немецкую газету Die Tageszeitung. — Катастрофы с человеческими жертвами случаются и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего. Здесь даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает».