18 апреля в российских кинотеатрах вышел фильм с ярославским актером Александром Петровым. «Сто лет тому вперед» (6+) — хедлайнер проката, его крутят с утра до вечера. Так ли хорош фильм? Могут ли отечественные киношники в фантастику? Ответы на эти и многие другие вопросы — в колонке фотографа 76.RU Кирилла Поверинова. Дальше — от первого лица.
Сходил я в кино первый раз за последние пять лет и удивился. Предыстория банальна — нужно было где-то скоротать время, решили: в кино! Выбора из картин в прокате у нас практически не было, купили билеты на «Сто лет тому вперед» режиссера Александра Андрющенко. Картина снята по книге из цикла советского автора-фантаста Кира Булычева. В эту же вселенную входят мини-сериал 1984 года «Гостья из будущего» (6+) и мультфильм 1981 года «Тайна третьей планеты» (0+).
По данным на 1 мая 2024 года, фильм собрал в прокате больше 700 миллионов рублей. Нехило. При этом, когда мы в разгар выходного дня зашли в зал, он оказался полупустым. Это стало первым тревожным звоночком. Осторожно, дальше будут спойлеры.
Чтобы ввести в курс дела, кратко расскажу о сюжете. Москва, 2024 год, в обычной столичной школе ученик Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) с волосами, уложенными аккурат как Тимоти Шаламе, находит миелофон космион. С помощью прибора он внезапно оказывается в 2124 году.
Москва к тому времени уже стала кибер, панк и вот это вот всё. В одной из локаций герой знакомится с розововолосой Алисой Селезневой (Дарья Верещагина) и ее отцом-профессором (Константин Хабенский). Пока школьники и ученый пытаются понять, как Коля оказался в будущем, на них начинают охоту космические пираты Глот (Юрий Борисов) и Весельчак У (Александр Петров).
Хоть в основу блокбастера и легла книга Кира Булычева, банального копирования сюжета ждать не стоит. Непохожа российская новинка и на сериал 1984 года. Современная картина куда мрачнее. Ощущение, что из советской экранизации взяли самое значимое, добавили новых персонажей и выкрутили настройки цветокора. Кстати, от комичности «советских» пиратов не осталось и следа. Антагонисты стали не забавными двигателями сюжета, а реальным злом.
Уже в первые минуты фильма можно оценить работу команды постпродакшена. По сюжету, в 2024 году к Земле подлетает корабль пришельцев. Они хотят вступить с человечеством в контакт. И если 3D-художники поработали приемлемо, то к сценарию сразу возникают вопросы. Почему инопланетяне знают русский, Карл? Да, гости с другой планеты спокойно болтают на нашем языке и даже не боятся склонений. Ну, допустим, это была киноусловность.
Дальше зрителю показывают, как космион оказывается в подсобке московской школы, что на Земле хотели сделать пираты, как герой Александра Петрова оказывается в тюрьме и спасает оттуда Глота.
На сцене с побегом пиратов я словил ступор: пришел на российский фильм, а смотрю на героев из «Стражей галактики» (12+). В основном это кается внешнего вида злодеев. Весельчаку нарисовали огромную синюю вену, а на ухо повесили серьгу. Глоту создали фактурный выпирающий позвоночник. Из двух злодеев, на мой взгляд, лучшим антагонистом был персонаж Юры Борисова. А Весельчак в исполнении Петрова словно не дотягивал: кричал, злодейски смеялся, вел себя комично. У него словно просто есть желание подраться, а злодейские миссия и мотивация — отнюдь.
Следующее, что удивляет зрителя, — Москва 2024 года. Кажется, что через 100 лет столица превратится в сплошной парк «Зарядье». Жители будущего снесли буквально всё, что было в столице, ради блестящих солнечных батарей и огромного количества деревьев. Оставили только одну сталинскую высотку. Видимо, на память.
Сцены с боями и экшеном в фильме выглядят комично: эффекты Голливуда, а бои из Болливуда. Ладно, как они дрались, но с кем — вопрос. По сюжету, в космосе существует некое объединение пиратов. Они нападают, грабят, пытаются захватывать планеты. А еще они... Одинаковые.
Болливуд — синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи, названной так по аналогии с Голливудом в Калифорнии.
Да, при просмотре создается ощущение, что авторы пересмотрели «Звездных войн» (6+) и перенесли безликих штурмовиков во вселенную Кира Булычева. При этом, в отличие от величайшей космической эпопеи, пираты в российском фильме вынуждены в 2124 году сражаться кулаками. Не лазерами, не современными пулеметами, даже не «звуковыми нановолнами». Кулаками. У избранных, правда, были ножи.
Если от «Звездных войн» авторы «Сто лет тому вперед» взяли бездарных «мусорных» злодеев для драк, то от «Мстителей» (12+) — несколько гэгов и молот Тора? Этот артефакт из скандинавской мифологии в финале позволяет главным героям отбиться от врагов.
Ничего кроме счастливого финала и предполагать не стоит. Добро побеждает зло, все герои возвращаются в свои временные отрезки. В целом, несмотря на нюансы с сюжетом и некоторой вторичностью, фильм оставляет позитивное впечатление. В картине классно передана атмосфера нашего времени: постоянной технологической гонки, поиска новых идей и свершений.
Думаю, в ближайшие годы мы увидим сиквел.
Согласны с автором?