Мы практически каждый день слышим истории, как кого-то обманывают телефонные мошенники. Их жертвы теряют от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Как правило, для людей это трагедия. Но рассказывать о своей беде публично многие не хотят — просто стыдно признаться, что их так легко провели. Мы давно пытались найти человека, который не побоится в подробностях рассказать, как попался на удочку обманщиков и что именно заставило его им поверить. И вот такой человек нашелся. Это 32-летняя медик из Ярославля по имени Мария. Свою фамилию она всё-таки попросила не называть. Но вот историю того, как лишилась денег, рассказала подробно — чтобы у людей была возможность учесть ее ошибки. Интересно, что Мария знала о разных схемах телефонных мошенников, но всё равно попалась. Почему? Публикуем ее рассказ.
«Я всегда думала, что в своем уме»
Я раньше слышала о схемах телефонного мошенничества. И даже в близком окружении у меня были знакомые, которые попадались. Мошенники и мне звонили неоднократно. В силу особенностей работы я вынуждена принимать звонки с незнакомых номеров. Но если мне звонили якобы представители банка, я сразу вешала трубку и отправляла номер в спам. Я всегда думала, что в своем уме и точно не поведусь на такое. И вот получила неоценимый жизненный урок — попалась. Лишилась 20 тысяч рублей. При зарплате 22–25 тысяч потеря этой суммы для меня стала очень болезненной и обидной. Кроме того, я потеряла кучу нервов, времени. Да и чувство самоуважения пострадало. Слезы от обиды до сих пор наворачиваются. К счастью, благодаря бдительности окружающих я не влетела еще и в кредит на несколько сотен тысяч. Это было бы просто катастрофой. Теперь обо всём по порядку.
Мне позвонили днем 17 февраля, когда я была на работе. Определился московский стационарный номер. Я еще подумала, что опять какая-нибудь ерунда, но взяла трубку. Со мной заговорил электронный голос, сказал что-то вроде «с вами говорит робот-помощник банка "Тинькофф"». С вашего номера поступила заявка на открытие кредита. Если всё верно, нажмите 1, если это были не вы, дождитесь ответа оператора». Я уже хотела положить трубку, но практически сразу со мной заговорила женщина — «оператор». Звук был такой, как будто она на самом деле находится в call-центре. Она обратилась ко мне по имени и отчеству, повторила про кредит. Я сказала ей, что ничего у них не заказывала и мне ничего не нужно. Снова хотела повесить трубку, но она сказала, что это означает, что произошла утечка моих личных данных, спросила меня, не брала ли я ранее кредиты в их банке, каким банком я пользуюсь, где я предоставляла свою личную информацию в последнее время. А потом сообщила, что переключит меня на службу безопасности Центробанка, который занимается утечками личной информации клиентов.
Далее со мной заговорил молодой мужчина, который представился и сказал что он сотрудник службы безопасности Центробанка, отвечающий за клиентов Сбербанка, снова начал говорить про утечку личной информации, стал меня спрашивать, где я в последний раз предоставляла эту информацию. Также он сообщил, что кредит на мое имя был предварительно одобрен, но в дальнейшем остановлен службой безопасности банка, и теперь мне нужно отменить его в приложении «Сбербанк онлайн». Невероятно, но меня в тот момент не смутило, что изначально речь шла о кредите в банке «Тинькофф». Возможно, потому что я всегда была на Сбере, но несколько лет назад брала кредит в другом банке, и с тех пор мне периодически приходит реклама от разных банков, в том числе и «Тинькофф».
«Следуя его указаниям, я зашла в приложение и создала черновик кредита»
Кроме того, он сообщил мне, что все сведения о действиях, похожих на мошенничество, автоматически передаются банком в Следственный комитет.
Номер, как у Следственного комитета
Практически сразу мне поступил звонок с многоканального телефона, который мой телефон определил, как Следственный комитет. «Представитель СК» разговаривал уверенно, громко, напористо. Сказал, что прежде чем мы начнем общение, я должна сверить номер, с которого он со мной общается, с номером Следственного комитета России. Я открыла официальный сайт СК — номер действительно совпал. «Следователь» сообщил мне о множественных одномоментных утечках персональных данных в моем регионе — это якобы насторожило службы безопасности Центробанка, и поэтому задействован Следственный комитет РФ. Он назвал мне статьи Уголовного кодекса, согласно которым я должна содействовать следствию, в первые 24 часа сохранять тайну следствия и никому не предоставлять сведений о случившемся, предупредил об ответственности за дачу ложных показаний. «Сотрудник службы безопасности Центробанка» всё это время висел на удержании и, когда «следователь» отключился, продолжил со мной разговор.
Уже не помню, кто именно из них спрашивал меня, известна ли мне такая-то женщина, на счет которой с моих карточек якобы пытались перевести деньги. Мне сообщили, что мои карты заблокированы, но, чтобы обезопасить средства, я должна перевести деньги в страховую ячейку банка. И по указаниям «сотрудника банка» я это благополучно сделала (при этом номера моей карты он у меня не спрашивал, только постоянно просил сверить данные — и в ходе этой «сверки» я благополучно сообщила ему, на какой карте у меня сколько средств). В итоге оказалось, что таким образом я перевела свои деньги на счет мошенников. «Сотрудник банка» акцентировал мое внимание на том, что когда я ввела продиктованный им номер счета, у меня не отобразилось имя получателя, якобы потому что это страховая ячейка банка.
Потом мы с ним стали закрывать якобы открытый на меня кредит на 200 тысяч, и смысл был в том, что я должна была оформить в приложении кредитную карту, чтобы потом ее можно было аннулировать. Думаю, в итоге я должна была с нее средства тоже перевести в «страховку ячейку». Параллельно мне еще раз звонил «следователь». Всё это длилось около часа.
Вмешался коллега
В какой-то момент мой разговор услышал коллега, понял, что происходит. «Следователь», вероятно, по моим заминкам в ответах понял, что я не одна, стал угрожающе говорить, что я обязана соблюдать тайну следствия. Я не сразу поверила коллеге и действительно испугалась, что у меня будут проблемы с правоохранительными органами. Но коллега просто вырвал у меня трубку и сам начал с ним разговаривать. И только тогда, когда этот «следователь» стал откровенно хамить и орать с явным украинским акцентом, я поняла, что попалась на развод телефонных мошенников.
После этого они еще пытались меня дожать. «Следователь» перезванивал, покровительственно пытался меня успокоить, потому что я уже ревела, но коллега не дал мне с ним договорить. К тому времени на шум у нас в кабинете сбежался почти весь коллектив.
Мы поехали в «Сбербанк», аннулировали заведенную кредитную карту, заблокировали карту, с которой я сделала перевод. А вот отменить саму операцию перевода, как мне сказали, нельзя — потому что якобы я сама ее сделала. Даже заявление о мошенничестве не помогло.
Потом я поехала в полицию, написала заявление и там. По нему завели уголовное дело. Следователь как-то узнал, что номер карты, на которую я перевела деньги, принадлежит клиенту банка ВТБ. 18 февраля я съездила в офис ВТБ на улице Кирова, подала заявление, в котором указала, что их клиент обманом вынудил перевести ему средства, попросила отменить транзакцию. Мне ответили, что заявление будет рассмотрено до 25 февраля. Но надежды на то, что деньги вернут, практически нет.
Что же именно заставило поверить мошенникам?
Во-первых, то, что номер «следователя» совпал с реальным номером Следственного комитета. Я слышала, что мошенники могут подделывать номера телефонов, но относила это к банкам и была уверена, что номер такой серьезной в моем понимании госструктуры, как Следственный комитет, защищен от этого. Во-вторых, явную роль сыграл их умелый диалог. Они постоянно задают вопросы, и, пока ты отвечаешь, просто не успеваешь подумать о мошенничестве. У меня было желание позвонить мужу, но сначала мне этого не давали сделать, просто потому что постоянно разговаривали со мной и что-то спрашивали, а потом напугали тайной следствия.
Мораль сей басни такова: эти уроды — прекрасные психологи и манипуляторы, а наше государство и банки не стремятся защитить простых людей.
Поэтому всем советую: кто бы вам ни звонил, как бы ни определялся номер, как бы реалистично и достоверно вам ни казалось всё происходящее, какие бы ваши личные данные вам ни называли — не верьте никому, поезжайте сразу в банк лично!
Центробанк не работает с физическими лицами: комментарии специалистов
Мы попросили прокомментировать ситуацию в Центробанке и Следственном комитете, так как именно их сотрудниками представлялись мошенники.
В Центробанке отметили, что в последнее время действительно участились случаи, когда злоумышленники представляются именно работниками ЦБ.
— Зафиксированы также случаи, когда человека убеждают перевести свои деньги на «защищенный счет Центробанка». В действительности такого счета нет, а Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и по своей инициативе людям не звонит. В этой истории, чтобы убедить женщину совершить перевод и другие действия под диктовку, мошенники использовали метод социальной инженерии или психологической атаки с «участием» и других представительных структур, в частности якобы Следственного комитета. Комплекс известных приемов — подделка номеров, длительное удержание жертвы в разговоре, давление, прессинг и запугивание «тайной следствия и помощи следствию» — к сожалению, привело к тому, что человек поверил и позволил себя обмануть, — прокомментировал специалист по кибербезопасности ярославского отделения Банка России Андрей Коценко.
В Центробанке добавили, что по действующему законодательству клиент банка вправе рассчитывать на возмещение похищенных денег, если он не нарушил условия договора — не передал злоумышленникам банковские сведения (смс-код, номер платежной карты и др.). Если же человек нарушил условия договора и предоставил информацию о своих персональных данных, пин-коде, номере карты или счета, то он этого права лишается.
— Если вам звонят неизвестные и тема разговора сводится к деньгам, немедленно прервите разговор, кем бы ни представлялся звонящий. Сотрудники правоохранительных органов, банков, госорганов никогда не спрашивают по телефону предоставления персональных данных и банковских реквизитов, информацию по счетам и картам. Они не просят перевести деньги якобы на «защищенный счет» или куда-либо еще. Если у вас возникли сомнения относительно сохранности денег на счете, необходимо самостоятельно позвонить в ваш банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте банка, — добавил Андрей Коценко.
Примерно это же сообщили и в следственном управлении Следственного комитета России по Ярославской области.
— В настоящий момент возросло количество «телефонных мошенничеств» с использованием абонентских номеров правоохранительных органов (следственного комитета, МВД, ФСБ, Росгвардия и других). Для этого производится так называемая подмена телефонного номера. Чтобы не стать жертвой обмана, необходимо помнить, что сотрудники правоохранительных органов, уполномоченные проводить предварительное следствие, никогда не требуют по телефону предоставления персональных данных, банковских реквизитов, информации по счетам и пластиковым картам. Ни по телефону, ни в ходе очной беседы сотрудники правоохранительных органов не требуют перевести деньги на какие-либо счета. Это незаконно. Любые предложения о перечислении денег на какие-либо счета с целью обезопасить сбережения — это явный признак мошенничества. О таких фактах необходимо сразу сообщить в правоохранительные органы, — отметили в СК.
Чтобы проверить, насколько достоверны данные о принадлежности телефонного номера той или иной структуре, специалисты советуют перезвонить на эти номера. Но при этом важно не просто нажать кнопку перезвона на входящий номер, с которого вам звонили подозрительные собеседники, а вручную набрать номер, указанный на официальном сайте то или иной правоохранительной структуры.
Почему не возвращают деньги?
Также мы попросили в Сбербанке пояснить, почему пострадавшей женщине отказали в возврате денег, которые ее заставили перевести обманом.
— В соответствии с правилами проведения денежных переводов, если перевод уже отправлен, отменить его нельзя. Нажимая кнопку «Отправить», клиент подтверждает, что операция совершается с его согласия и по указанным реквизитам. Закон запрещает банку списывать деньги со счета получателя без его согласия. В этом случае клиент должен обратиться к получателю и попросить вернуть деньги, — прокомментировали в пресс-службе Сбербанка.
В банке также призвали клиентов никогда не совершать никаких действий по инструкциям звонящего, так как все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам и при этом не попросит коды безопасности с обратной стороны карты, логин от «Сбербанка Онлайн», коды из СМС, номер банковской карты.
— Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся, добавили в Сбербанке.