Во Владимире прошли массовые задержания фанатов ярославского футбольного клуба «Шинник». Толпа болельщиков шла по дороге, частично перекрывая движение автомобилям и орала матом. Реакция полицейских на взбудораженную массу людей оказалась быстрой — ярославцам скручивали руки, кидали в автозак. Некоторым дали по пять суток ареста. Справедливо ли поступили полицейские? Об этом рассуждает одна из болельщиц, которой досталось сполна. Публикуем колонку Анастасии Локаловой. Ее рассказ приоткрывает и то, как проходят задержания и что ждет человека в отделении.
Начну с того, что я с детства люблю футбол и уже 15 лет посещаю футбольные матчи ФК «Шинник», в которых 45 выездных в чемпионате, плюс игры футбольной сборной России. Это часть моей жизни. И я никогда не встречала такой жестокости.
К сути. Нас из Ярославля собралось два автобуса. Сама поездка была обычной. Болтали, шутили, пели песни. Во Владимире болельщики ожидали встретить сопровождение ДПС, т. к. это стандартная процедура, но этого не последовало. Как потом сказал один из сотрудников ДПС, сопровождение должно было быть, но распоряжения так и не поступило. Автобусы приехали в центр города. Объявили, что выходим и идем пешком до стадиона. Я молча шла, руки в карман. Кто-то из болельщиков выкрикивал кричалки. Как только мы начали путь в сторону стадиона, около нас уже бежал сотрудник полиции и снимал на камеру. Как только толпа стала подходить к проезжей части, на ее середине был сотрудник ДПС и жезлом показал направиться людям в сторону памятника Золотые ворота. Пройдя его, мы оказались перед проезжей частью, на которой стали появляться сотрудники полиции, с мегафонами в том числе, чтобы болельщики направились на тротуар со стороны стадиона.
Не в том месте перешли дорогу
Спускаясь по лестнице, увидели пиротехнический дым. Тут я не могу сказать, кто это сделал, то ли кто-то из своих, то ли это провокация. На лестнице было много людей. Спустившись, все надели медицинские маски, т. к. сказали, что на стадионе с этим строго. Болельщики прошли досмотр и стали подходить к трибуне. Спустя минут пять стали замечать, что рядом стоят автозаки, уже откуда-то появились сотрудники Росгвардии в большом количестве, а также полиции. Появился сотрудник полиции и сказал всем идти в автозаки, что мы нарушили правило ПДД и перешли дорогу в неположенном месте (на которое нам указывали).
Уже тогда мы поняли, что что-то не так:
почему полиция, а не ДПС;
зачем автозаки и почему нельзя оформить штраф на месте;
не говорят имен и не отвечают на вопросы, а только базовые фразы: «вы нарушили ПДД», «обращайтесь к сотруднику полиции».
В тот момент Росгвардия и полиция стали шагать в центр, уменьшать диаметр оцепления, а за передвижным забором выстроилась полиция. Сейчас уже кажется, что в те 5–10 минут, пока мы шли до стадиона, действия сотрудников в форме были спланированными, а не случайными. Когда болельщики оказались идти в автозаки, полиция стала хватать и вытягивать людей за руки/ноги.
Автозаки наполнились людьми
Тогда случилось массовое недопонимание. А кому понравится, когда тебе рвут одежду, сильно тянут за руки/ноги в непонятном, небезопасном для тебя направлении? В этот момент я находилась с супругом у забора, надеясь, что я в безопасном месте, но толпа болельщиков и сотрудников полиции стала смещаться на нас, и меня придавило.
Когда автозаки заполнились людьми, которых тащили, толкали, несли, они уехали. Мы продолжили стоять под дождем в оцеплении. На просьбу зайти под трибуну и укрыться от осадков нам отказали. Далее еще два захода автозаков, но в более спокойном режиме. Я уезжала в последнем.
Нас высадили на улице, отправив в какой-то загон-клетку площадью примерно 40 квадратных метров. Это было на улице. Без укрытия, под дождем и с сырыми ногами я простояла час. А рядом еще 70 человек.
Я попросилась в туалет, и вместе с супругом мы прошли внутрь здания. Там нас оставили на допрос, много фотографировали. Были сотрудники ДПС, которые мне выписали предупреждение, а супругу штраф. Тогда время было уже около 20:00, появилось сильное желание пить, а на многочисленные просьбы дать воды получала отказ или игнорирование.
На вопрос «Когда меня выпустят?» говорили: «Скоро, посидите...» Досиделась, за мной пришли и сказали пройти. Предупреждение ДПС было у меня на руках. Но прошла я совсем не туда, куда хотелось бы, привели в другое здание. Оставили в коридоре, где по обе стороны находятся камеры. Там уже был мой муж и другие болельщики. Сказали — снимать ремни, шнурки и прочее, а кого-то заставили снять брюки. Сотрудники полиции внятно мне не объясняли, на основании чего я задержана.
В этот момент мне стало плохо. Помимо того, что моя одежда и обувь были достаточно сыры, я не пила воды с обеда, и от увиденного у меня началась паническая атака. Мое сердце стучало, меня стало трясти, казалось, что не хватает воздуха. Тогда я заметила, что в коридоре появились сотрудники скорой помощи. Оказывается, у одного из болельщиков случились проблемы со здоровьем (на сегодняшний момент это единственный после суда, которого выпустили со штрафом в 20 000 рублей). Подошла, спросила, могут ли они и мне помочь. Я боялась за свое здоровье, т. к. у меня врожденная аномалия сосудов и для меня изменения пульса и давления чреваты серьезными последствиями. Скорая сказала, что мне надо оформить вызов через 103, что я и сделала.
Потом я продолжила ждать в коридоре своей судьбы. Просила пить. Спустя какое-то время мне дали стакан и сказали: «Иди пей в камере, из-под крана. Другого варианта нет». В тот момент я себя почувствовала отвратительно. От одного вида и запаха камеры становится плохо, но пить... я протерла губы, сполоснула рот.
Скорая дала рекомендацию сотрудникам полиции не подвергать меня стрессу, не провоцировать нарушение работы сердца, дабы избежать проблем с моим заболеванием. Тогда же скорая увозила на рентген несколько болельщиков с травмами ребер и рук (подозрения на переломы), как оказалось, еще кому-то было плохо с сердцем. Благодаря врачам меня ближе к половине первого ночи выпустили на свободу. Перед выходом мне выдали повестку на 30.09 во Владимир для рассмотрения вопроса о составлении в отношении меня протокола административного правонарушения. Без указания какой-либо статьи. Сказали только на словах: статья 20.2 часть 2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».
Выйдя на улицу, увидела автобус, в котором я по-настоящему смогла попить воды в первом часу ночи... Половина приехавших с нами осталась в камерах, а вторая через 1,5 часа двинулась на автобусе домой. На подъезде к Ярославлю нас встретили сотрудники ОМОН. Переписали, сфотографировали, но были дружелюбны. В понедельник моему мужу суд вынес административное правонарушение и наказание — арест на 5 суток. Остальным — от 4 до 5 суток. Я сейчас буду просить ходатайство о переносе рассмотрения моего вопроса о правонарушении по месту жительства по объективным причинам.
Я старалась конструктивно, по фактам и с минимальным количеством эмоций описать ситуацию. Но! Если оценить здраво, то насколько объективно такое поведение со стороны органов власти? Зачем нужны были травмы тела, психики и одежды? И ведь кто-то должен понести за это ответственность? Помогите ответить на эти вопросы.
Вас когда-нибудь задерживали?