Ярославец Александр (имя изменено. — Прим. ред.) купил билет в Турцию через сутки после того, как президент России Владимир Путин объявил о частичной мобилизации. Он никогда не служил в армии, имел категорию «В» (ограниченно годен) и работал инженером при институте в Рыбинске. Массовый призыв мужчин из запаса для участия в военной спецоперации на Украине подтолкнул его к решению уехать.
Александр смог покинуть Россию легко — до того, как пограничники стали массово разворачивать мужчин в аэропортах: он не стоял на границе несколько часов, ему никто не разрывал билет (так было у одной ярославской семьи), да и лишних вопросов при прохождении пограничного контроля не задавали. Публикуем историю о том, как он наладил быт в турецком городе, не охваченном волной русской эмиграции.
Побег вместо отпуска
До того как в России объявили мобилизацию, Саша вместе со своей девушкой планировали отпуск в Армении. На руках у ребят были билеты и забронировано жилье, но случилось 21 сентября. Покидать страну пришлось в одиночестве.
— После речи президента 21-го числа появилась мысль о переезде, к вечеру она укрепилась. 22 сентября купил билет в Турцию, — поделился в беседе с 76.RU молодой человек. — Был небольшой мандраж из-за сообщений по поводу ситуации на границах, особенно сухопутных. В Шереметьеве на таможне были стандартные вопросы: «Куда едете? Сколько денег с собой?» На паспортном контроле спрашивали: Когда билет покупали? До 21-го?» Я сказал как есть — 22 сентября.
В тот день в аэропорту было особенно много мужчин.
— При мне никого не снимали с рейса, да и нужно сказать, что людей было не так много, очередей почти не было. После попадания в терминал, конечно, чувствовалось количественное преобладание мужского пола, примерно 80 на 20, — рассказал Саша.
Примерно в это же время очереди на сухопутных границах с Грузией и Казахстаном росли в геометрической прогрессии.
Турция без русских
Турецкие курорты пользуются особой популярностью среди русских. Кажется, что эту страну без наших сограждан уже невозможно представить, однако Саша выбрал небольшой курортный город, который чаще предпочитают иностранцы, нежели русские.
— Я живу в городе Фетхие рядом с портом. Мой район примыкает к Центральному. Большая часть растягивается по побережью. Когда я приехал, русских практически не было. Сейчас, конечно, замечаю родную речь, пару раз видел машины с российскими номерами, но в целом эта часть побережья не пользуется популярностью среди русскоязычного населения, — рассказал Александр. — Не знаю почему. Тут больше европейцев: англичан очень много, французов.
Город Фетхие находится на западном побережье между Мармарисом и Анталией.
Кажется, что сами местные за внешней политикой и не следят. Саша говорит, что неприязни или негатива ни разу не встречал.
— Абсолютно нет никакой неприязни к русским, все положительно настроены. Я думаю, они даже не особо осведомлены о том, что у нас там сейчас происходит, — рассказал Саша.
Отель за полторы тысячи
Александр говорит, что цены в турецких магазинах и кафе его по-настоящему удивили и порадовали. Если сравнивать с ценами в той же Ярославской области или Москве (последние полгода Александр жил в Москве. — Прим.ред.).
Сейчас Саша живет в отеле, но вот-вот заедет в арендованную на месяц съемную квартиру. Номер в небольшой гостинице обходится примерно в 500 лир в день, это около 1,5 тысячи рублей. Двухкомнатная квартира на месяц — 700 долларов.
1 турецкая лира = 3,42 российского рубля. За последние две недели курс лиры незначительно подрос.
— Если оплачивать тут, на месте, номер стоит примерно 1,5 тысячи рублей, если через российские сервисы — 2 тысячи рублей в сутки, — делится лайфхаком Александр.
Общественный транспорт стоит дороже, если не иметь специальной карты.
— По городу маршрутка стоит 13 лир, при оплате транспортной картой вроде как списывают 8 лир, — говорит Александр. — Кстати, по поводу автобусов. Здесь есть много приложений по типу «Яндекс.Карт», например, Mи Trafi.
Принцип работы прост — указываешь местоположение и точку, куда тебе надо приехать, а маршрут из нужного транспорта выстраивается автоматически.
700 рублей на еду и воду
При этом в его проживание не входит питание. В первые дни Саше удалось исследовать всю округу и найти бюджетные места. В районе Ками можно плотно поужинать за 300–350 рублей.
— Учитывая то, что я живу в отеле, я трачу порядка 200–250 лир в день. На наши деньги это где-то 600–700 рублей в день. Трачу на еду и воду, без особых излишеств, но и ни в чем себе не отказываю. Платить приходится наличными, в Турции заблочили «Мир», работает только «Юнион Пэй» и «Мастеркард», которого нет у нас.
Ярославец дает переезжающим совет: заранее оформлять в России «Юнион Пэй».
Александр со дня на день заедет на съемную квартиру, надеясь, что тогда появится возможность готовить самостоятельно и экономить на тратах на еду.
— Продукты здесь в большей степени значительно дешевле. Примерно на треть. Также намного выгоднее обходятся развлечения, если мы говорим про регион. Если про Москву, так вообще раза в два дешевле, — объяснил Александр. — За 100 лир можно плотно поесть практически в любом заведении, ну, если не говорить о ресторанах высокой кухни.
Стоимость продуктов в Турции:
хлеб — 4 лиры;
вода — 6 лир за 1,5 литра;
колбасные изделия — 34 лиры;
молоко — 10 лир;
мука — 9 лир за килограмм;
макароны — 10 лир;
сыр — 65 лир;
шоколад, сладости — 16 лир;
яблоки — 10 лир за килограмм;
пиво — 35 лир, крепкое — от 175 лир.
Холодное жилье и трудности коммуникации
На чужбине, как называет Александр свое местоположение, он столкнулся с несколькими неприятностями — от налаживания коммуникации до холодной квартиры.
Говорить с местными, по словам героя, практически невозможно. Всё банально — проблемы с языком.
— Общение происходит на околотурецком, около языке жестов. Местные практически не знают английский, но пытаются. Всё происходит на уровне «хелой», «хай», «зыс энд зыс». Все суммы пишут на калькуляторе, в принципе на пальцах, но мы с ними договариваемся, — поделился, смеясь, наш герой.
Мнение о том, что в Турции всегда тепло — ведь это курортная страна — закрепилось в умах. Однако зимой обычные квартиры турков становятся холодными. На побережье нет отопления, а в период с декабря по февраль — воздух прогревается до +14 градусов.
— Зимовать тут совсем некомфортно, — заключил Саша.
Еще один минус — азан. Турция страна мусульманская, поэтому на протяжении всего дня по Фетхие разносятся молитвы.
Азан — в исламе: призыв к всеобщей молитве мусульман. Читающий азан — муэдзин.
— Еще очень непривычно слышать азан (призыв мусульман на молитву. — Прим. ред.). В первый день, когда я его услышал, — подумал, что за заговоры. Очень непривычно и пугающе. Именно утром, это длится около 10 минут, а днем намного быстрее, — рассказал Александр.
Герой говорит, что история с переездом — настоящее испытание.
— В Турции, как и в любом другой стране, на чужом месте, не хватает друзей, родственников, неформального общения. Пока мое путешествие расценивается как отпуск, — поделился Александр.
Курортная романтика вблизи порта разбивается о скалы реальности. Хоть Александр и называет свою эмиграцию отпуском, ему приходится продолжать работать на удаленке, находить себе пропитание и вести обычную жизнь в необычных условиях.
— В целом, конечно, спокойнее тут, можно что-то планировать, а не думать о том, что завтра придут тебя звать в военкомат или нет, — заключил герой.
Александр предполагает, что вернется в Россию спустя некоторое время, когда ситуация в нашей стране станет для него спокойнее.
Кстати, недавно мы писали о еще одном ярославце, который бросил всё и уехал с 1000 долларов в Турцию. Его перевалочным пунктом тоже стал город Фетхие, однако он планирует уезжать дальше под предлогом поиска более выгодного местечка.