Последние годы власти всех уровней говорят о развитии внутреннего туризма. В 2022–2023-м это стало еще актуальнее в силу военного конфликта, из-за которого возможности заграничных путешествий для россиян сильно сузились. Ярославль в этой теме на видном месте как столица Золотого кольца. Тысячелетний город, как правило, выбирают для отдыха на выходные.
Мы поговорили с экскурсоводом и председателем Общественного совета при департаменте туризма Ярославской области Андреем Даниловым о том, как туристы воспринимают наш город. За чем сюда едут?
Привлекает и отталкивает
— Как вы думаете, почему туристы выбирают нашу область?
— Во-первых, Ярославская область имеет очень большие традиции приема туристов, она известна как туристическая дестинация. Это устойчивый туристский бренд. Во-вторых, за брендом стоят огромное количество достопримечательностей и качество обслуживания. Как бы мы иногда ни ворчали на себя, но в Ярославской области качество обслуживания одно из самых высоких в нашей стране. Это я говорю как эксперт, путешествовавший почти по всей стране. В среднем уровень наш и тех территорий, которые не имеют большого опыта, несопоставим. Например, в Бурятии, из которой я только что приехал, работникам туризма надо еще многому учиться.
Туристическая дестинация — это территория со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов.
— Что, по вашему опыту, нравится приезжающим в Ярославль?
— Первое — здесь нравится старина. Как бы кто ни говорил, что это устаревший продукт, в Ярославль приезжают из-за старинных домов, церквей и интересных историй про них. Второе — это тишина, разрыв шаблона для москвичей. Они не понимают, как в полумиллионном городе центр может быть тихий с размеренным темпом жизни. У нас много променадов, бульваров, площадей, на которых не ездят машины, и набережная. Треугольник средневекового города, который в основном попадает в зону ЮНЕСКО, очень тихий. Также восхищаются большим количеством музеев. Многообразие частных музеев Переславля, Углича, Мышкина у туристов вызывает восторг. Выигрышное положение наших городов и в том, что почти все они находятся на крупных водных объектах. Сочетание историко-культурной части и природной у нас самое оптимальное.
— А что отталкивает?
— Давайте говорить откровенно, у нас далеко не все объекты культурного наследия находятся в надлежащем состоянии. Некая обшарпанность напрягает. И нам как экскурсоводам приходится многое делать, чтоб отвлечь внимание туриста. Зачастую мы стараемся показать противоположную сторону улицы, чтобы гости не смотрели на обгорелое или обвалившееся здание. Ну и, конечно, отталкивают дороги. Однажды мы с туристами въезжали в Ростов по раздолбанной дороге, идущей от федеральной трассы М-8 до южного въезда в город. Они мне задали риторический вопрос: «И это въезд в Ростов Великий?!» С ехидным акцентом на слове «Великий». Я, конечно, начал говорить о величии его истории и культуры, но тут должен быть баланс. Турист получает цельный продукт территории, в котором нет мелочей.
— Что не нравится больше всего?
— Есть боль, и не только моя, но и других работников этой сферы. Смотрите, очень многое делается для благоустройства малых городов. Например, город Тутаев. Там великолепно приведена в порядок и благоустроена центральная площадь Ленина на левобережной стороне, рядом прекрасный сквер. А вокруг руины — обшарпанные и неиспользующиеся здания. Пока мы не решим в системном порядке, что нам делать с объектами культурного наследия, мы не добавим привлекательности региону. Потому что какая бы ни была красивая площадь с лавочками и фонарями, вокруг, мягко говоря, потраченные декорации. То есть наше преимущество — богатая история — одновременно является нашей проблемой. Ибо на содержание надо много денег. Возможность отвлечь туристов есть не всегда.
— Какое вы видите решение этой проблемы?
— Надо целыми кварталами реновировать. В России уже есть положительные примеры такого. В Туле прилегающая к Кремлю улица была преобразована в пешеходную и полностью отреставрирована. Около километра. Я помню ее еще в 2010-е годы, она была ужасна. Есть и в других городах подобные примеры. А у нас в области я такого не вижу. Только в Рыбинске. Рыбинск — это единственный пример в регионе, где системно решается вопрос не только благоустройства городской среды, но и реставрации памятников культуры и архитектуры. И это один из лучших примеров в нашей стране. Когда не просто фонари ставят и асфальт кладут, а когда ко всему этому еще реставрируют здания и на них размещают соответствующие вывески, привлекают на объекты культурного наследия тех инвесторов, которые дают сервисы для гостей. Только когда мы поймем на уровне управленческих решений, что работа должна быть комплексной, эффективность управления туризмом увеличится.
— Власти постоянно говорят про развитие туризма, но, кажется, что отрасль живет сама по себе. Что нужно сделать чиновникам?
— Нам надо расставить приоритеты. Нам — это в первую очередь властям, если они объявили туризм приоритетной областью экономики нашего региона. Туризм и правда для нас важен с точки зрения привлечения инвестиций, поступления внешних доходов, повышения имиджа. Значит, надо таким образом и расставлять приоритеты. То есть дороги ремонтировать по приоритету, какие используются в туризме. Давать в аренду здания в тех местах, где большой трафик туристов, и под те предприятия, которые заточены под туристов. Условно говоря, не вьетнамский ресторан в центре Ярославля среди церквей, а предприятие русской кухни, и не магазин обуви, а музей. Также надо подумать над тем, что у нас при всем величии, красоте и тишине, которые привлекают внимание, участок от Волжской набережной до улицы Андропова с точки зрения инфраструктуры почти пустой. Катастрофически не хватает кафешек. Вот идете по набережной, пошел дождь, куда зайти? Некуда. Одиночные объекты без всего остального.
За чем к нам ехать из соседних городов и столиц
— Как вы говорили, Ярославль привлекает туристов своей тишиной и размеренностью. Но разве это интересно людям из таких же спокойных городов?
— У жителей каждого города будет своя мотивация. Например, из Костромы в Ярославль едут почти как в столицу, потому что наш город больше. У нас больше возможностей: для молодежи более бурная жизнь, для людей среднего возраста, может быть, шопинга больше и так далее. Если брать Иваново или Вологду, то они любят наши древности. Едут в более крупный и более древний город. Но по большому счету основные турпотоки формируются из мегаполисов. Это уже доказано. Там выше уровень жизни, и они могут позволить себе больше путешествовать. Мы запрограммированы на Москву, потому что такой крупный и емкий рынок у нас под боком. Но нужно развивать турпоток и из Петербурга. У нас с ним прочные исторические связи. В XIX веке каждый третий житель Петербурга был выходцем из Ярославской губернии, а на Невском проспекте через дом висели таблички с названиями наших городов. А всё потому, что крестьяне-отходники, прибывшие из наших мест, открывали трактиры в память о своей малой родине. Или основатель Елисеевского гастронома на Невском проспекте, первой сети супермаркетов в нашей стране, родом из ярославских крестьян. Я уж не говорю про Федора Волкова. Таких примеров много, и это должно привлекать туристов из Питера. Но, по последним данным, их всего 6%, по сравнению с 58% из Москвы и Московской области.
— Стоить ли жителям самого Ярославля и области идти на экскурсии по нашему городу? Будет ли это им интересно?
— Я уверен, что да. Наша территория пронизана историей. По одной улице экскурсию можно вести 2 часа, там каждый дом — история. Ярославцы не все хорошо знают город, а это было бы полезно и школьникам, и взрослым. Малую родину нужно знать, особенно такую богатою историей.