Сегодня в Переславле-Залесском Ярославской области состоялось очередное заседание Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Ярославской области. Его главной темой стало развитие одной из ключевых отраслей в новой структуре региональной экономики – туристической.
Въездной туризм в экономике Ярославской области, точнее, доля туризма в региональном валовом продукте, на сегодняшний день составляет всего 1,8 процента. И это в жемчужине золотого кольца, коей является Ярославль. Правительство давно уже говорит о том, что доходы отрасли необходимо увеличить. Пока до 2,5 процентов, что тоже крайне мало. А вот сделать для этого предстоит много. Прежде всего необходимо создание современной инфраструктуры внутреннего туризма и повышение качества туристских услуг.
Почти на треть должно увеличиться количество мест в гостиницах. Золотое кольцо очень популярно у российских туристов, сюда организуется много групповых туров, в том числе среди школьников. А это значит, что гостиницы нужны недорогие, но отвечающие всем современным требованиям и понятиям комфорта. Да и иностранные туристы, главным образом из Европы, предпочитают трехзвездочные отели с полным набором европейских же услуг. Именно таких в Ярославле и не хватает. Окупаемость у них дольше, чем у пятизвездочных, а затраты на строительство примерно те же. Один из выходов – небольшие частные гостиницы, но их пока в областном центре крайне мало.
«Дело не только в гостиницах, – считает экскурсовод Инна Николаева, – но и в сервисе. А он пока далеко не на высшем уровне. У нас туризм – сезонный. Зимой поток меньше, в мае-июне едут школьники, летом много иностранцев. Нужно разрабатывать специальные программы для разных групп туристов, не бояться экспериментировать с маршрутами. Но еще туристам нужно без проблем, дешево, вкусно и быстро поесть, где-то погулять вечером. А с этим пока большие проблемы».
В планах областного правительства увеличить количество гостей Ярославии с сегодняшних полутора миллионов человек до трех миллионов туристов к 2015 году. Достичь этого показателя можно только при активном участии частного сектора, который уже сегодня производит значительную часть туруслуг. Из 400 предприятий, работающих в сфере въездного туризма, более 90% относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но в абсолютном выражении, количество таких предприятий все еще мало. И им нужна поддержка, особенно после кризиса, ведь именно малый и средний бизнес восстанавливаются сейчас труднее всего.
На координационном совете в Переславле-Залесском предприниматели обсудили вопрос развития в Ярославской области сети центров поддержки малого и среднего бизнеса. Такие центры, оказывающие предпринимателям необходимую информационную и консультативную помощь, действуют сегодня под эгидой регионального «Бизнес-инкубатора» во всех муниципальных районах, за исключением Некоузского. Информационно-консультационный центр будет создан в Новом Некоузе в этом году.
«В областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы, которая была принята в августе 2010 года, впервые предусмотрены механизмы выделения субсидий из областного бюджета на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма и отдыха, – сказал директор департамента экономического развития области Александр Шутов. – Здесь возможно взаимодействие субъектов среднего и малого предпринимательства с органами местного самоуправления».
На заседании Координационного совета были также подведены итоги программы развития малого и среднего бизнеса в Ярославской области за 2010 год. По сравнению с предыдущим периодом в предпринимательском секторе региональной экономики отмечен рост большинства ключевых показателей: объем оборота малых и средних предприятий вырос на 33%, а объем отгрузки товаров собственного производства – на 28,5%. Это позволило Ярославской области значительно опередить большинство регионов Центральной России в темпах развития малого и среднего предпринимательства.