Рак держит позицию одного из самых опасных смертельных заболеваний. Ежегодно в России умирает больше трехсот тысяч пациентов со злокачественными опухолями. Зачастую это происходит из-за того, что люди боятся обращаться ко врачу и приходят на осмотр слишком поздно.
4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака.
В этом тексте — беседа с заместителем главного врача по медицинской части Ярославской областной клинической онкологической больницы, кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом высшей квалификационной категории Николаем Кисловым. Специалист рассказал о том, что влияет на развитие онкологии, от каких привычек лучше отказаться, чтобы сократить риск столкновения со злокачественной опухолью.
— Что такое онкология и чем она страшна? Медицина достигла такого прогресса, что рак нередко удается побороть и вылечить. Есть ли сегодня новые методы, позволяющие убивать раковые клетки, не давать им разрастаться? Почему онкология всё еще в топе самых страшных смертельных заболеваний?
— Онкология — это наука, которая изучает опухоли человека. В том числе злокачественные, механизмы их возникновения и развития. Прикладная часть онкологии — это лечение пациентов, которые заболели злокачественными новообразованиями. Люди болеют онкологией, потому что они всё же остаются на сегодняшний момент смертными. И чем старше становится человек, тем у него больше шансов встретиться с онкологическими заболеваниями. По сути, если пациент избежал каких-то острых сердечно-сосудистых проблем, то с возрастом у него повышаются шансы встретиться с онкологией.
Онкологическая наука, да и медицина по направлению онкологии развивается достаточно быстро в плане появления и новых методов лечения, и новых классов препаратов. Нового оборудования для лучевой терапии, например. И все эти новые методы позволяют вылечить большее количество людей и продлить жизнь пациентам. Если брать структуру смертности у нас и в западных развитых странах, то в России онкологические заболевания в доковидные времена занимали в структуре смертности 16%, а Европе и Америке — 32%. То есть в два раза больше. Это не значит, что у них хуже обстоят дела с борьбой с онкологическими заболеваниями. Это значит, что в этих странах продолжительность жизни населения больше. Соответственно, они больше болеют злокачественными образованиями.
— Возможно ли с помощью технологий XXI века вылечить онкологию? Если да, то при каких условиях? Какая стадия болезни считается абсолютно неизлечимой? Бывали ли случаи в истории медицины, когда человека смогли вылечить на четвертой стадии рака? Может, такие случаи были и в Ярославской области?
— Если говорить об условиях излечения от онкологического заболевания, одно из главных — это выявление заболевания на локальных стадиях: первой, второй. А еще лучше на так называемой нулевой стадии — Carcinoma in situ (с латыни «рак на месте». — Прим. ред.). Нулевая стадия — это, как правило, случайная находка, та стадия опухоли, когда возникают злокачественные клетки, но потенциала метастазирования нет. Опухоль ограничена пределами слизистой оболочки, отсутствуют признаки инвазивного (проникающего) роста. Такие случаи мы часто выявляем при раке молочной железы, при раке желудка и шейки матки. Но чтобы выявить эти заболевания, нужно проходить профилактический осмотр.
С увеличением стадии шансы на полное излечение уменьшаются. Считается, что четвертая стадия неизлечима, но всё относительно, и четвертая стадия четвертой стадии рознь. Всё определяется распространенностью опухоли в организме человека. Например, при некоторых заболеваниях вообще нет четвертой стадии. А при некоторых, например при анапластическом раке щитовидной железы, все случаи считаются четвертой стадией, что характеризует особую злокачественность этой опухоли. Что касается излечения пациента от четвертой стадии заболевания, то она теоретически возможна, но стоит обозначить, что такое излечение. Это жизнь человека после лечения без проявления заболевания до смерти от какой-то другой причины. То есть если мы, предположим, удалили все опухоли у человека, пролечили его с помощью лекарственных методов и пациент живет 4 года без проявлений заболевания, а потом умирает от какой-либо другой причины. Но если он за это время не умрет по другой причине, то у него с течением времени имеется риск возвращения четвертой стадии болезни. Всегда существует вероятность возвращения заболевания, но на первой или второй стадии эта вероятность при условии адекватного лечения стремится к нулю, а при четвертой стадии заболевания она стремится к ста процентам.
— На пачках сигарет постоянно пугают курильщиков раком. Но многие ведут нездоровый образ жизни и не заболевают онкологией. А бывает, что те, кто следит за собой, сгорают от рака. Есть ли в этом взаимосвязь? Может, можно сдать анализы и просто проверить свою предрасположенность к онкологии?
— Я много раз отвечаю на этот вопрос. Курение — фактор риска множества онкологических заболеваний.
«Курильщик увеличивает свой шанс заболеть злокачественной опухолью примерно в 10 раз»
Но те, кто не верят, пытаются спорить. Говорят, мол, как же: «У меня есть знакомый, который всю жизнь курил и умер от того, что ему на голову кирпич упал в возрасте 89 лет». Но следует понимать, что по аналогии можно рассказать историю о знакомом, который спрыгнул с третьего этажа и не сломал ногу. А второй знакомый спрыгнул с первого и сломал обе. Значит ли это, что прыжок с третьего этажа безопаснее, чем прыжок с первого?
Здесь та же самая логика. Когда люди видят человека, который курил всю жизнь и не заболел каким-то онкологическим заболеванием, это воспринимается как чудо, и все про него рассказывают. На примере торакального отделения, где лечатся пациенты со злокачественными опухолями легких, мы с вами увидим, что 90% из них и даже более либо курильщики в настоящем времени, либо люди, которые бросили, как только узнали свой диагноз.
«Если бы человечество не курило, то рака было бы меньше на 30%»
Отвечая на вопрос про анализы: нет. Абсолютно всем сдавать анализы на предрасположенность к онкологии нерационально и нелогично. Существуют семейные случаи заболевания. Например, рак молочной железы по женской линии или рак яичников. Когда заболевание генетически обусловлено. И вот есть показания, когда здоровым родственникам заболевшего человека нужно сделать генетический анализ на существование определенных генетических факторов для развития онкологического заболевания. То есть всем подряд никаких волшебных анализов делать не надо. Их не существует. Даже если предрасположенность выявлена, то в большинстве случаев это лишь повод для более внимательного отношения к себе.
— Подобный вред организму наносит только табакокурение? Сейчас магазинные прилавки кишат разнообразными вариациями электронных сигарет и испарителей. Правда ли, что, если перейти с обычной сигареты на электронный испаритель, это будет более безопасно для организма?
— Достаточно большое количество ученых считают, что электронные сигареты так же являются причиной развития рака легких. Табачный дым содержит канцерогены, которые получаются в результате горения табака. Человек курит, чтобы получить определенную дозу никотина. Потому что никотин — это медиатор центральной нервной системы. И курильщик удовлетворяет свои определенные потребности, получая дозу никотина. Вещества, которые попадают в легкие вместе с табачным дымом, являются облигатными канцерогенами. Это вещества, которые при длительном воздействии вызывают рак желудка, полости рта, слизистой оболочки, легких и так далее. Чтобы курение не повышало риск развития рака легких, нужно «курить чистый никотин», что невозможно.
— Какой вид рака считается самым опасным и практически неизлечимым? Многие боятся заработать рак легких — считают, что влияние городского воздуха да и в целом экологии плохо сказываются на организме. Действительно ли рак легких — самый страшный?
— Если говорить статистически, то первое заболевание в структуре онкологической смертности, причем не только в России, но и во всём мире, занимает рак легкого. То есть от рака легкого умирает больше всего онкологических пациентов — примерно 25%. Это связано с трудностью ранней диагностики и высокой распространенностью данного заболевания. Кстати, в тех странах, где активно начали борьбу с курением в более ранние сроки, чем в нашей, первые положительные результаты в плане снижения смертности появились лишь через 20 лет. На протяжении этого времени болезнь выявляли у тех, кто курил раньше. Главные проблемы этого заболевания: трудно распознать на ранних сроках, быстрое развитие и массовость. Поэтому рак легкого — онкологический убийца номер один.
Что касается других заболеваний, которые трудно лечатся, могу назвать рак поджелудочной железы в силу его скрытого течения до определенного момента. Большинство случаев выявляется на поздних стадиях. В связи со своими особенностями, оно сложно поддается лечению с помощью лекарств. Наверное, сюда же можно отнести рак пищевода в силу его локализации, вызывающей сложности хирургического лечения. Он также поздно диагностируется.
Говоря об экологии, чаще всего люди не имеют под этим ничего конкретного. Ну что такое экология, которая влияет на развитие онкологических заболеваний? Например: вредные выбросы с заводов, это более конкретное понятие, но не точное. Есть список облигатных канцерогенов. И, говоря об экологии и ее влиянии на организм, следует понимать, содержится ли в воздухе концентрация этих веществ в количестве больше допустимого. Очень удобно говорить об экологии, которую не видно, и при этом вдыхать в легкие тонны табачного дыма каждый день. На самом деле экология в структуре факторов риска онкологических заболеваний занимает место во втором десятке. В подтверждение моих слов есть пример: в сельской местности уровень заболеваемости на 100 тысяч населения больше, чем в городе. Это говорит о том, что в сельской местности население более старое. Молодые уезжают в город.
В Ярославле регрессивный тип населения и количество пенсионеров больше, чем в среднем по России. А уровень заболеваемости выше, чем, например, в Челябинской области. Ну и в Ярославской области заболеваемость злокачественными новообразованиями на 100 тысяч населения примерно на 100 человек больше, чем в среднем по Российской Федерации.
«Я не первый раз повторяю это, но люди как-то скептически относятся к этому факту. Им нужно что-то остренькое или конспирологическая теория»
— Получается, что в списке самого опасного рака в основном тот, который трудно выявить рано. Но ведь организм должен как-то сигнализировать о наличии опухоли? На что стоит обращать внимание, когда начать подозревать неладное?
— Совершенно не обязательно опухоль должна сигнализировать о своем наличии в организме. На ранних стадиях опухоль может заявить о себе, лишь когда она затрагивает какие-то структуры, нервные стволы, например, или сосуды, что приводит к боли. Но это совсем не обязательно. В данном случае нужно выделять опухоль наружной локализации, к каким относятся опухоли полости рта, рак шейки матки, молочной железы, прямой кишки. Эти опухоли часто сигнализируют о себе на ранней стадии, и когда появляются какие-то необычные симптомы, на них следует обращать внимание. Например, узловые образования в молочной железе.
«Каждая женщина должна знать, что никакое узловое образование само по себе не рассосется, кто бы что ни говорил»
Это повод посетить врача и проверить организм, поскольку это может быть первой стадией рака молочной железы. Также нужно обращать внимание на патологические выделения: кровь из прямой кишки, кровянистые выделения из влагалища у женщин в постменопаузе. Всё вышеперечисленное — повод обратиться к врачу. Мы до сих пор, к сожалению, сталкиваемся со случаями, когда пациенты по несколько месяцев не обращают внимание на сигналы своего организма и приходят к нам с запущенными стадиями рака. Или с узловым образованием в молочной железе ходят больше месяца, а то и год, и более. И приходят к нам с распадающимися опухолями молочной железы, которые кровоточат и дают отдаленные метастазы. С такими случаями заболевания справиться гораздо сложнее, чем с более ранними стадиями.
— Люди привыкли слушать о самых опасных видах рака. То есть тот же рак легких или поджелудочной вселяет ужас в людей. Но ведь опухоль может развиться и в других частях тела, что кажется менее опасным. Например, иногда злокачественные опухоли появляются на языке. Можно ли считать, что рак языка более безопасен, чем рак желудка, например?
— Рак языка и опухоли головы и шеи — в основном это прерогатива курящих и злоупотребляющих алкоголем людей. Эти два фактора риска взаимно друг друга отягощают. И, как правило, эти пациенты отличаются сниженным вниманием к собственному здоровью и затягивают поход к врачу до появления симптомов, которые мешают жить. Таких, как трудности при проглатывании пищи, потеря массы тела на 10 и более килограммов. Поэтому, когда такой пациент приходит с четвертой стадией заболевания, конечно, ему помочь можно, но вылечить вряд ли получится. Злокачественные опухоли могут возникать в любом месте. Рак — это злокачественная опухоль из эпителия. Там, где есть эпителиальная ткань — слизистые оболочки, железы внешней и внутренней секреции, может развиться с той или иной степенью вероятности злокачественная опухоль. Например, рак молочной железы, самый частый у женщин, — это злокачественная опухоль, возникающая из эпителия долек и протоков молочной железы. Злокачественные опухоли, развивающиеся из соединительной ткани (мышцы, кости, хрящи, сухожилия, жировая ткань), являются более редкими и относятся к саркомам.
Не важно, где в организме развивается злокачественная опухоль, главное, на какой стадии заболевание будет обнаружено. Но если рак языка можно заметить на ранней стадии, то с раком легких это будет сделать сложнее. В этом плане нам несколько помогла пандемия коронавирусной инфекции, поскольку люди стали чаще по своему желанию делать компьютерную томографию грудной клетки и, по нашим наблюдениям, чаще стали встречаться маленькие опухоли легких, которые бы никак не проявили себя в других условиях.
— Некоторые врачи утверждают, что рак молодеет. Среди пациентов всё чаще появляются люди 20–25 лет. С чем это связано?
— Больных пациентов со злокачественными опухолями моложе 40 лет в 10 раз меньше, чем больных в возрасте старше 40. Впечатление о том, что рак молодеет, я думаю, обусловлено субъективным восприятием врачей своей практики. То есть со временем такие случаи откладываются у людей в голове, и создается впечатление, что рак молодеет. Но на самом деле какого-то значительного «помолодения рака» всё же нет. Есть возрастные пики заболеваемости теми или иными злокачественными опухолями, которые говорят, что большинство случаев злокачественной опухоли встречается после сорока лет. Есть отдельные виды опухоли, которым подвержены молодые люди, но это совсем другая история. Например, герминогенная опухоль яичка у мужчин. Определенный вид таких опухолей встречается чаще в молодом возрасте. Некоторые виды лимфом тоже. В Ярославской области пик заболеваемости злокачественными новообразованиями приходится на возрастные периоды 65–69 лет у мужчин и 70–74 года у женщин.
Также есть опухоли детского возраста. Чаще всего к их возникновению приводят генетические «поломки», но не связанные с наследственностью. Также возникновение их, как правило, не обусловлено факторами образа жизни. К счастью, распространенность опухолей у детей невысокая. В год в Ярославской области выявляется около 20 таких случаев.
— Сколько онкобольных пациентов сейчас в Ярославской области?
— Ежегодно в доковидные времена регистрировалось больше, чем 6500 новых случаев. Почему я говорю в доковидные — в 2020 году мы получили снижение уровня заболеваемости примерно на 1000 случаев. Это не значит, что произошло истинное снижение заболеваемости. Это недовыявленные случаи, пациенты не пришли к нам исходя из-за санитарно-эпидемиологической обстановки, испугавшись пандемии. Могу сказать, что наша больница ни на день не прекращала свою работу в период пандемии. В 2021 году, так как все уже привыкли к существующему положению вещей, ситуация практически выравнялась. И мы получили порядка 6400 пациентов, но это показатель всё еще ниже доковидного уровня. Всего в области стоит на учете свыше 40 тысяч онкологических пациентов. Большинство из них уже излечены и наблюдаются у онкологов.
Но отрадно, что не все из этих 6500 онкологических заболеваний являются действительно опасными для жизни пациентов. Первое место по заболеваемости в онкологической структуре занимает рак кожи. Это примерно 1000 случаев от общего количества. Большинство случаев злокачественных новообразований кожи представлено базально-клеточным раком, или «базалиомой» в просторечье, которая прекрасно лечится с помощью хирургического и лучевого методов. Крайне редко метастазирует.
Базалиома — опухоль из базального слоя эпителия кожи, одна из разновидностей рака кожи. Развивается из атипичных базальных клеток эпидермиса и фолликулярного эпителия. По злокачественности занимает промежуточное положение между доброкачественными и злокачественными опухолями.
— Кстати, о выздоровевших пациентах. Как далеко продвинулась медицина в лечении онкологии? Какими достижениями может похвастаться Ярославская область?
— Уровень пятилетней выживаемости у нас выше, чем в среднем по России, мы достигли отметки в 57,5%. Эта статистика достоверная. Что касается уровня смертности, то по итогам первой информации 2021 года мы приближаемся к показателю 214 человек на 100 тысяч населения. То есть, если по уровню заболеваемости Ярославская область находится в первом десятке среди регионов ЦФО, то по уровню онкологической смертности мы находимся в середине списка, и это означает, что онкологическая служба в основном справляется со своими задачами.
Онкология развивается в основном по пути совершенствования лекарственной терапии, потому что появляются целые классы лекарственных препаратов, которые позволяют получить лучшие результаты в лечении пациентов. Всё больше пациентов можно вылечить. И тем больным, которых вылечить нельзя, удается значительно продлить жизнь.
Правительство региона три года подряд для лечения наших пациентов выделяло средства на современные лекарственные препараты, объём которых был сравним с таковыми, израсходованными на противоопухолевую терапию в рамках ОМС. Что касается лучевой терапии, развитие идет по пути усовершенствования аппаратуры, появлению методик высокоточной лучевой терапии и радиохирургии. Касательно хирургии: имеется тенденция к более широкому выполнению малоинвазивных вмешательств. Это операции с помощью эндоскопических доступов при некоторых видах онкологической патологии брюшной полости и грудной клетки, внутрипросветная эндоскопическая хирургия при ранних формах рака желудка и толстой кишки. Мы имеем достаточно передовую эндоскопическую службу в Ярославской областной клинической онкологической больнице, специалисты которой известны не только в нашей стране, но и на международном уровне. Благодаря федеральной программе «Борьба с онкологическими заболеваниями», которая работает с 2019 года, нам удалось полностью переоснастить радиотерапевтическую службу — лучевая терапия в настоящее время проводится только на современных линейных ускорителях, а также существенно улучшить уровень диагностической техники и операционного оборудования. В 2022 году запланирован ввод в эксплуатацию нового хирургического корпуса нашей больницы, что должно существенно повысить уровень оказания специализированной медицинской онкологической помощи нашим пациентам.