Наталия Грачева уже 10 лет работает в сельской Кузнечихинской школе учителем русского языка и литературы. Она живет в центре Ярославля, но, несмотря ни на что, каждое утро ездит в Кузнечиху на работу. Наталия сама закончила эту школу. Пришла туда в 22 года, когда училась в университете, чтобы пройти практику. Молодой специалист так понравился администрации учреждения, что Наталию попросили остаться. Она не собиралась. И 10 лет назад, когда ехала на разговор с завучем, чтобы сказать «нет», сама не поняла, как согласилась попробовать. Осталась и работает до сих пор. Педагог рассказала, что удерживает ее в сельской школе, какую зарплату получает сельский учитель и о том, насколько сейчас стало трудно общаться с детьми и их родителями.
Почему работает в сельской школе
Наталия живет рядом со школой № 74. В прошлом году она работала в двух школах: Кузнечихинской и 74-й. В последнюю устроилась из-за сына, так получилось, что его класс остался без учителя русского языка и литературы. Наталия работала в первую смену в Кузнечихе, а потом ехала во вторую в Ярославль. Но через год она поняла, что не может эмоционально и физически выдерживать такую нагрузку. Директор 74-й школы предлагала условия не хуже, чем в сельской школе, но Наталия отказалась. Даже несмотря на то, что 74-я школа находится в пяти минутах от ее дома.
— Я привыкла к своей школе, к коллегам и прежде всего к своим ученикам. Сейчас у меня два 9-х класса, один 10-й, который веду с 5-го класса, 8-й, а также в этом году я в третий раз стала классным руководителем 5-го класса. Я не тот человек, который уйдет из-за зарплаты. Всегда, когда меня спрашивают: «Почему ты не уйдешь в городскую школу?», я отвечаю: «В Кузнечихинской школе моя душа», — рассказывает Наталия.
Сколько получает учитель в сельской школе
Сейчас зарплата учителя первой категории в сельской школе составляет 35–40 тысяч рублей. Плюс надбавка за классное руководство, участие в олимпиадах, конкурсах, а также премии на праздники. Кроме того, у учителей, прописанных в сельской местности, есть компенсация за коммунальные услуги, а у прописанных в городе — компенсация проезда.
В Кузнечихинскую школу ездят дети со всех близлежащих сёл и деревень: Медягино, Глебовское, Филино, Лесные Поляны, Борисово. Есть и дети, которые живут в Заволжском районе, при этом родители не возят своих детей в школу, так как их доставляет школьный автобус. Сейчас в Кузнечихинской школе обучается около 800 детей. Среди них есть и дети с особенностями развития. Дети с задержкой психического развития обучаются в специализированных классах по адаптированной программе, а у детей с легкой степенью умственной отсталости есть наставник, который помогает ребенку адаптироваться в школе. В этих классах учится от 5 до 11 человек. Те педагоги, которые работают еще и наставниками, получают дополнительно 20% к зарплате.
— Во многих школах нет коррекционных классов, такие дети учатся вместе со всеми в общеобразовательном классе. Им некомфортно, не успевают по программе, теряют интерес к обучению. Учить таких детей несложно, просто надо найти подход. Они легко идут на контакт, умеют слушать и чувствовать педагога, — рассказывает Наталия.
Про отношения с родителями
Что же касается родителей, то здесь, как и в любой школе, бывают сложности. Наталия говорит, что родители не всегда прислушиваются к учителю, бывает, что верят только детям.
— Тут зависит не от школы, где ты преподаешь, зависит от самого педагога. Я всегда говорю, что любой ребенок будет в первую очередь защищать себя. Детям свойственно приукрашивать, иногда случаются недопонимания. Многим родителям легче сказать, что учитель плохо объясняет или не нашел индивидуальный подход, когда у ребенка снижается успеваемость. Тем не менее лично поговорив с родителями и объяснив проблему, многие вопросы можно решить, — рассказывает Наталия.
Конечно, как и у всех людей, у педагогов тоже есть личная жизнь. Бывает, что родители могут позвонить в единственный выходной ближе к полуночи, так как их волнует какой-нибудь вопрос, и они не могут ждать. Наталия понимает это и пытается помочь всем чем может. Видимо, сказывается стереотип про учителей. Мол, они работают до 2–3 часов, отвели уроки и пошли домой отдыхать, а еще у них отпуск три месяца и отдых в школьные каникулы.
— После того как заканчиваются уроки, учителя проверяют стопки тетрадей. На это уходит значительное количество времени. Плюс идет подготовка к занятиям, особенно если ты молодой специалист. Три месяца мы тоже не отдыхаем. В июне у нас экзамены и отчеты. В весенние и осенние каникулы открывается школьный лагерь. Плюс наши школьники учатся по субботам. Например, в эту субботу я приехала домой в 6 часов вечера, потому что проверяла тетради, заполняла электронный дневник, выставляла оценки. При этом это не считается рабочим временем. Рабочее время — это уроки, — рассказывает Наталия.
Временами бывает тяжело из-за большой нагрузки (даже сейчас в Кузнечихинской школе не хватает еще одного преподавателя русского языка и литературы), но каждое утро, когда Наталия приходит в школу, встречает своих учеников, все сложности и проблемы уходят на второй план.
Почему дети плохо учатся
А вот что действительно беспокоит Наталию, так это то, что дети сейчас менее начитанны, делают много ошибок и попросту не успевают за темпом учебы.
— У большинства детей нет желания учиться. Они сидят в гаджетах, в своем виртуальном мире, уроки им кажутся скучными. Родители у меня часто спрашивают: «Как подтянуть знания?» Ответ один — больше читать. Всё равно что. Конечно, классические русские произведения — это лучший вариант, но, если ребенок отдает предпочтение современным книгам, ничего страшного. Пусть читает, зато он видит, как пишутся слова, где ставятся знаки препинания. У меня был случай, когда мама семиклассницы подошла ко мне и спросила: «Что вы сделали с моей дочкой? Она читает взахлеб». А у девочки просто появился интерес в классической литературе. Однажды был всероссийский конкурс — написать концовку любого произведения. И она принесла продолжение «Ромео и Джульетты» в стихах, с которым заняла первое место, — рассказала Наталия.
Многие выпускники спустя время возвращаются с благодарностью к своим учителям.
С недавнего времени родители стали спорить: а нужно ли приносить учителю столько букетов на 1 Сентября? Может, хватит одного от всего класса? Нужно ли дарить столько цветов, которые педагогу потом просто некуда ставить? Наталия говорит: «Это решение каждого родителя, цветы не должны быть обязанностью — это внимание, это забота, это всегда приятно» — поэтому она с удовольствием принимает букеты от учеников.
Совет от Наталии Грачевой:
— Три классических произведения, которые нужно прочитать каждому ребенку: Пушкин «Евгений Онегин», Достоевский «Преступление и наказание» и Гончаров «Обломов». Да, их непросто читать, но, если ты поймешь смысл произведения, ты многое поймешь в жизни.