В Ярославле на заседании муниципалитета 2 ноября 2022 года депутаты подняли вопрос троллейбусного депо, обещанного городу взамен снесенного на Горвалу.
В 2019 году мэрия заключила инвестиционное соглашение с компанией «Специализированный застройщик Перспектива», связанной с федеральным девелопером «Тройка РЭД», о передаче под застройку территории троллейбусного депо № 1 на улице Городской Вал. Все базировавшиеся там троллейбусы перевели в единственное оставшееся троллейбусное депо на улице Гагарина. Однако власти намеревались для части машин обустроить площадку в трамвайном депо на Ленинградском проспекте, чтобы брагинские троллейбусы не ездили вхолостую по несколько километров каждый день из другого конца города. Переделать трамвайное депо собирались к июню 2021 года. Но так и не сделали этого. На реконструкцию трамвайного депо под троллейбусы выделяли 35 миллионов 448 тысяч рублей. На аукционе определили фирму, которая должна была выполнить работу, — «Брянскагропромпроект». Только она в итоге лишь очистила площадку от всего лишнего, а к оборудованию новых мест для троллейбусов так и не приступила. Причиной стало то, что в России резко выросли цены на строительные материалы, и компания заявила о невозможности выполнить обустройство цеха под троллейбусы. Мэрия расторгла контракт с компанией, выплатив деньги за фактически выполненные работы.
— Мы уже доводили информацию, что работы были буквально сорваны подрядчиком. Работы были только начаты и не были оплачены. Соответственно, сейчас идет судебное разбирательство о взыскании тех средств. По поводу дальнейшего завершения реконструкции — полномочия перераспределяться (передача управления транспортом в область. — Прим. ред.), и данный вопрос будет решаться с правительством Ярославской области. В том числе и о целесообразности завершения работ, — объяснил депутатам начальник управления городского пассажирского транспорта мэрии Ярославля Сергей Волканевский.
Волканевский отметил, что никаких сбоев в работе из-за того, что троллейбусы ездят в депо на улице Гагарина, нет. Он уточнил, что эксплуатационные потери минимальны.
На это возразил председатель постоянной комиссии муниципалитета Константин Шлапак.
— Увеличенная нагрузка на Московский проспект городу не нужна. Поэтому все ждали открытия депо на Ленинградском проспекте. Хочется, чтобы эта программа была выполнена, — высказался Шлапак.
Напомним, троллейбусное депо № 1 на улице Городской Вал было закрыто в начале 2020 года, его территорию власти города отдали под строительство жилого квартала. По договору с застройщиком он должен был предоставить городу 1500 квадратных метров помещений и квартир в новом жилом комплексе на 14 млн рублей, проект пристройки к школе, новую тяговую подстанцию, троллейбусы и сделать вклад в развитие «Яргорэлектротранса» на 131,6 млн рублей. Ранее речь шла не менее чем о 10 троллейбусах, звучали даже цифры в 20 штук.
Изначально речь шла о том, что застройщик должен вернуть в общей сложности инвестициями около 245 млн рублей — в эту сумму оценили имущество депо (131,6 млн — стоимость зданий, 104,091 млн рублей — стоимость земли). Правда, позже оказалось, что вклад в развитие «ЯрГЭТ» — это и есть покупка тяговой подстанции и троллейбусов на 131 млн рублей. А остальные деньги подмосковный девелопер вернет проектом пристройки к школе (около 6 млн рублей) и квартирами. Стоимость квартир, вероятно, будет пересчитываться на момент ввода дома в эксплуатацию.
Застройщик исполнил часть своих обязательств по соглашению. Например, купил и установил новую тяговую подстанцию, которая будет питать электричеством центральную троллейбусную сеть за 60 млн рублей.
Из-за закрытия депо троллейбусы № 1, 7 и 8, которые базировались в нем, перевели в троллейбусное депо № 2 на улице Гагарина. Из-за этого они вынуждены вхолостую ездить по несколько километров каждый день до своих маршрутов. Мэрия собиралась обустроить дополнительные места для троллейбусов в трамвайном депо на Ленинградском проспекте. Но и с этим дело затянулось.
Депутат Ярославской облдумы, в недавнем прошлом первый заместитель гендиректора «Яргорэлектротранса», Валерий Байло высказал опасения о судьбе городских троллейбусов. Он полагает, что власти скрывают реальные планы о будущем электротранспорта и троллейбусы в Ярославле могут просто ликвидировать. Неутешительные выводы он сделал, опираясь на заявление Министерства транспорта России. Подробнее.