1 апреля в Ярославле остановит работу троллейбусное депо № 1 на улице Городской Вал. А затем его территорию очистят и подготовят передать под застройку жилого комплекса.
Впервые мэрия Ярославля озвучила наиболее полную информацию о схеме, по которой будут закрывать крупнейшее депо в городе, и как троллейбусы будут работать дальше.
Полгода скрывали подробности от депутатов
Последнее совещание по депо прошло на комиссии муниципалитета 17 марта 2020-го. Некоторые депутаты к этому времени были накалены до предела.
— Вся эта динамо-машина длится с сентября месяца, когда нам обещали предоставить текст инвестиционного соглашения и экономическое обоснование переезда депо. В итоге документы даже к этому совещанию не были предоставлены вовремя, из-за чего нет возможности их изучить досконально, — возмутилась депутат Евгения Овод.
Окончательную редакцию инвестиционного соглашения между комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля, компанией «Яргорэлектротранс» и застройщиком «Перспектива» (дочка подмосковной компании «Тройка РЭД») администрация города не предоставляла ни СМИ, ни депутатам. На наш запрос ответили, что соглашение несёт коммерческую тайну. Однако именно в нём прописаны все детали того, по какой схеме Ярославль отдаёт территорию в центре под застройку, что получает застройщик, а в чём выгода города. Вся эта информация имеется только со слов чиновников мэрии разного уровня.
Что получит город
По данным мэрии Ярославля, благодаря соглашению город получит 244 миллиона рублей, из которых:
— на 50 миллионов рублей заказана новая тяговая подстанция, чтобы питать контактную сеть в центре Ярославля. Старая подстанция была построена в 1949 году, она находится в аварийном состоянии, из-за чего нередко встают троллейбусы в центре. Новую подстанцию поставят на место старой на Горвалу;
— 80 миллионов рублей собираются потратить на покупку 10 новых троллейбусов;
— 131,692 миллиона рублей вложат в развитие «Яргорэлектротранса»;
— на 14 миллионов рублей Ярославль получит квартиры в новом жилом комплексе;
— проект пристройки к школе в центре города.
Откуда взялась эта сумма? Примерно в 235 миллионов рублей оценили всё имущество и стоимость земли первого депо на Горвалу. Остальная сумма — вклад инвестора за счёт квартир, которые он передаст мэрии Ярославля в будущем. Их планировали раздать нуждающимся семьям.
Сколько заплатит город
Все хлопоты по освобождению территории депо лягут на «Яргорэлеткротранс». А это распределение троллейбусных маршрутов, подготовка других мест для выпуска и ремонта транспорта. В мэрии определили, сколько это стоит и где взять деньги.
— Фактические затраты на содержание депо в 2019 году вышли в 165 миллионов рублей. В результате закрытия депо № 1, учитывая сохранение персонала и предоставления рабочих мест, останутся только затраты на текущее имущество, налоги, что позволит сэкономить 25,6 миллиона рублей, — рассказал Сергей Волканевский, начальник управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля.
А сколько стоит переезд? Напомним, что из депо на Горвалу выпускали больше половины троллейбусов (34 штуки) по трём маршрутам: № 1, 7 и 8. Теперь все эти маршруты будут выезжать из депо № 2 на улице Гагарина. Но это временная мера, для троллейбусов № 7 и 8, которые ездят в Дзержинский район, подготовят стоянку в трамвайном депо на Ленинградском проспекте. Переезд на улице Гагарина оценили в 5 миллионов рублей, подготовку трамвайного депо — в 30 миллионов рублей.
Однако эту сумму критично оценил депутат муниципалитета, член совета директоров «Яргорэлектротранса» Евгений Баранов.
— Переезд в 5 миллионов — сумма сомнительная. Так же как и ремонт за 30 миллионов, который ляжет на плечи предприятия. При этом за 2019 год «Яргорэлектротранс» сработал с убытком в 59 миллионов рублей, — высказался Евгений Баранов.
Купят 20 автономных троллейбусов
Есть ещё одна сторона в этом соглашении — закупка новых троллейбусов. Говорится о не менее 10 троллейбусах, причём брать хотят на автономном ходу, потому что для них не нужна контактная сеть. А значит, можно сэкономить и при переезде маршрутов № 7 и 8 в депо на Ленинградский проспект, не обустраивая там сети.
— До июля месяца планируем провести закупку. Яргэт смотрит поставщиков, кто сможет поставить троллейбусы с автономным ходом, да, они подороже обычных, стоят в пределах 20 миллионов рублей, — рассказал Сергей Волканевский. — Заложено около 80 миллионов на это в рамках соглашения, поэтому приобретение троллейбусов планируется в рамках лизинговых договоров.
Более того, власти хотят до сентября купить ещё больше троллейбусов, для этого подали заявку на федеральное софинансирование.
— Есть программа софинансирования лизинговых платежей на 60% — отправили на неё заявку. Учитывая средства в рамках соглашения, сможем приобрести 20 штук, — продолжил Сергей Волканевский.
Смысл этих троллейбусов в том, чтобы сэкономить на обустройстве контактной сети и продлить маршрут № 8 до 15 микрорайона. Но как в реальности это всё будет исполнено, пока большой вопрос.
— Как будет тянуть предприятие на себе 20 троллейбусов? Я смотрю цифры, и у меня никак в голове не вьётся. Я понимаю, что мы ставим крест на предприятии, — считает депутат Евгений Баранов.
— Мы не видим внятного экономического обоснования. Как на предприятии «Яргэт», терпящем убытки, это всё будет происходить, мне непонятно, — добавила депутат Евгения Овод.
Но процесс запущен: до 1 апреля из депо по очереди будут переводить маршруты № 1, 7 и 8 на улицу Гагарина. Таким образом брагинские маршруты будут делать огромные холостые пробеги. Остаются сомнения в том, как и когда будет подготовлено депо на Ленинградском проспекте под выпуск новеньких троллейбусов на автономном ходу. Кто будет выплачивать лизинговые платежи за всё купленное? Задумка освободиться от содержания старого депо № 1 на улице Городской Вал вылилась в большой и сложный проект, без которого, возможно, начать хоть какие-либо изменения не удалось бы в принципе. Остаётся надеяться, что реализовать многоступенчатый план удастся с действительной выгодой для Ярославля.