Пожар в ночном клубе «Полигон» в Костроме унес жизни пятнадцати человек. Один из посетителей в ходе драки прямо в помещении запустил пиротехнику, что привело к возгоранию. Следственный комитет возбудил уголовные дела — за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и за причинение смерти по неосторожности. Бастрыкин взял дело на личный контроль.
Почему Следственный комитет завел два уголовных дела? Что грозит виновным? Отвечает юрист Юлия Федотова.
В уголовном праве есть такие понятия, как общий и специальный субъект преступления. Субъект — это вменяемый человек, достигший возраста привлечения к ответственности, который совершил преступление и должен понести за это наказание. Преступление с общим субъектом означает, что ответственность может понести вообще любой человек — например, убийцей может быть мужчина, женщина, полицейский, депутат, кто угодно. Специальный субъект вырисовывается в, например, должностных, воинских преступлениях — их не может совершить «простой» человек, потому что у него нет полномочий, то есть нет специальных признаков, которые позволяют ему совершить преступление.
Причинение смерти по неосторожности, повлекшее смерть двух и более лиц (первое возбужденное дело, часть 3 статьи 109), — преступление общего субъекта. Любой может устроить случайный пожар, для этого ему не нужно каких-то полномочий.
Поэтому по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса ответственность будет нести парень, зажегший пиротехнику в помещении клуба.
«Виновнику грозит до четырех лет лишения свободы. Теоретически он может быть заключен под стражу до суда. Практически — вряд ли»
Дело в том, что преступление по ч. 3 ст. 109 УК РФ относится к категории неумышленных, это преступление средней тяжести. В случае если виновный не был ранее судим, закон предусматривает возможность для него избежать наказания, например отделаться штрафом. Но только в случае, если он загладит причиненный преступлением вред. Каким образом это сделать в случае с пятнадцатью трупами, неясно. Также с учетом резонанса и личного контроля председателя СК думаю, что парень, решивший проучить обидчиков петардой, получит максимально возможное лишение свободы.
А вот оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (второе возбужденное дело, часть 3 статьи 238), больше относится к преступлениям со специальным субъектом. То есть его может совершить только исполнитель услуги: владелец клуба, менеджер и т. д. Обычно специальный субъект прописывается прямо в статье — вроде «...совершенное должностным лицом…» В случае со статьей 238 УК РФ субъект прямо не прописан, однако очевидно, что условный Иван Иванов, не оказывающий никаких услуг, не может быть виновным в данном случае.
По части 3 статьи 238 Уголовного кодекса отвечать будет руководство клуба. Но только в случае, если не были предприняты все необходимые меры для обеспечения пожарной безопасности заведения. То есть если не было огнетушителей, свободных эвакуационных выходов, сигнализации и так далее.
«Если же клуб был обеспечен всем необходимым, скорее всего, руководство не понесет никакой ответственности: вина ляжет на того, кто запустил петарду»
Однако очевидцы сообщали, что часть пожарных выходов в «Полигоне» были закрыты. Если подтвердится, что серьезные проблемы с пожарной безопасностью были, то за нарушение правил, повлекшее смерть двух или более лиц, руководству клуба или владельцу помещения может грозить до семи лет лишения свободы по части 3 статьи 219 УК РФ.
МЧС заявило, что не проводило проверок в клубе «Полигон», принадлежащем местному депутату, потому что заведение зарегистрировано на ИП. Однако если выяснится, что МЧС всё-таки должно было проверять клуб, сотрудник, отвечающий за проверку, должен нести ответственность за халатность, повлекшую смерть двух и более лиц, по части 3 статьи 293 Уголовного кодекса. Ему также грозит до семи лет лишения свободы.
Выражаю соболезнования родным и близким погибших. Пострадавшим — скорейшего выздоровления!
Самую оперативную информацию можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».