Прошло три года с того дня, как городские власти Ярославля отдали под застройку территорию крупнейшего в городе троллейбусного депо. Участок земли в центре города вот-вот превратится в ЖК, а троллейбусное предприятие «Яргорэлектротранс» не получило всех обещанных взамен выгод. Эта история стала одним из самых громких скандалов при бывшем мэре Владимире Волкове. Неужели в ней всё чисто? Редакция 76.RU задала вопросы об этом в прокуратуру Ярославля. Спойлер: ответ нас не удовлетворил.
Мы спросили:
Проводилась ли проверка на предмет возможного нанесения ущерба городу Ярославлю и муниципальному предприятию вследствие заключенного соглашения? Например, в условиях соглашения говорится о передаче в собственность города квартир в новом ЖК, однако стоимость недвижимости год от года меняется, и к концу действия соглашения город рискует получить меньшее количество квадратных метров.
Проводилась ли аналитика между прописанными условиями соглашения и их реальным исполнением?
Проводилась ли проверка на предмет использования служебного положения, наличия личной заинтересованности между руководителями предприятий, подписавших трехстороннее соглашение, а также у вышестоящего руководства?
Является ли нарушением тот факт, что документ соглашения не был опубликован на официальных ресурсах мэрии Ярославля, а также не предоставлялся депутатам муниципалитета Ярославля?
Прежде чем публиковать ответ городской прокуратуры, напомним об условиях соглашения и его реализации.
Что сделали власти
31 мая 2019 года комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля, директор «Яргорэлектротранс» и компания «Перспектива» (дочернее предприятие подмосковного девелопера 3RED) заключили соглашение. По его условиям, вся территория депо и постройки на ней оценивалась примерно в 245 миллионов рублей: 131,692 миллиона — это рыночная стоимость зданий на территории депо, и 104,091 миллиона рублей — стоимость земли. На эту сумму договорились с застройщиком, что он:
на 80–95 миллионов рублей покупает тяговую подстанцию и устанавливает ее на улице Городской вал, чтобы питать контактную сеть в центре города. Старая подстанция была построена в 1949 году, она находилась в аварийном состоянии, из-за чего нередко вставало движение троллейбусов в центре;
разницу в стоимости общего имущества депо (131,6 миллиона рублей) и стоимости подстанции (в итоге была куплена за 50 миллионов рублей) застройщик перечисляет на закупку не менее 10 новых троллейбусов в течение 2020 года. Фраза «не менее 10» прописана в самом соглашении. Этих денег (80 миллионов рублей) по рыночным ценам хватит примерно на 4 машины. Мэрия пытается принять участие в программах Минтранса, чтобы получить финансирование или скидку на лизинг и взять сразу 20 троллейбусов в кредит;
1320 квадратных метров жилых помещений и 75 квадратных метров нежилых площадей получат в собственность мэрия Ярославля и «Яргорэлектротранс». Этот пункт в итоге был закреплен не в метрах, а в сумме, на которую предоставят квадратные метры;
передаст городу проект пристройки к школе №1 в центре Ярославля.
Срок действия соглашения — 5 лет. К этому времени город получил тяговую подстанцию (за 60 млн рублей), которую уже установили там же на улице Городской вал для питания контактной сети в центре, всего четыре новых троллейбуса из десяти (и больше не будет). По уверениям чиновников, на этапе согласования находится проект пристройки к школе. Квадратные метры в новом ЖК компания предоставит тогда, когда завершит стройку.
Примечательно, что уволившийся мэр Владимир Волков может быть связан с застройщиком. Мы подробно писали про схему.
Из-за того, что депо №1 было закрыто, базировавшиеся в нем троллейбусы маршрутов №1, №7 и №8 перевели в депо №2 на улице Городской вал. Транспорт наматывал лишние километры, чтобы успеть к началу работы маршрутов, а водителям приходится начинать работу чуть ли не с ночи. «Яргорэлектротранс» понес убытки ещё и в том плане, что городское предприятие должно было уже за свой счет обустроить стоянку для троллейбусов в Брагине — в трамвайном депо на Ленинградском проспекте. На это выделили чуть больше 35 млн рублей. Часть средств потратили, но так и не обустроили стоянку за эти годы.
Ответ прокуратуры
Публикуем его полностью.
«Прокуратурой города Ярославля проводилась проверка исполнения требований законодательства при заключении 30.05.2019 инвестиционного соглашения между АО "Яргорэлектротранс", ООО "Специализированный застройщик Перспектива" и КУМИ мэрии Ярославля.
В ходе проверки давалась оценка законности условий соглашения в части комплексной застройки земельного участка, проектирования и строительства коммуникаций, подготовки проектной документации на строительство образовательной организации. При этом особое внимание обращалось на экономическую целесообразность соглашения, а также вопросы сохранности электротранспорта и рабочих мест. Нарушений законодательства не выявлено.
В настоящее время инвестиционное соглашение реализуется с учетом предусмотренных в нем обязательств и сроков. Ситуация поставлена прокуратурой города Ярославля на контроль».