31 января в Ярославле прошла несанкционированная акция протеста сторонников оппозиционного политика Алексея Навального. В этот день полиция и бойцы ОМОН задержали почти 200 человек. Силовики подготовились к протестам заранее, оцепив центр города и окружив митингующих. Это самые массовые задержания на митингах в истории Ярославля последних лет.
Мы поговорили с теми, кто оказался в оцеплении и был задержан. Участники акции рассказали, как все произошло. Также мы попытались выяснить, что в дальнейшем грозит протестующим.
По словам некоторых задержанных, они не принимали участия в митинге, а проходили мимо.
Взяли в кольцо в Бутусовском парке
Именно в этом сквере произошли массовые задержания, в то время как основная часть незаконной акции развернулась на площадях Труда, Юности и Советской.
— Колонна людей шла вдоль Бутусовского, но в какой-то момент перекресток Чайковского и Пушкина перегородил автозак. Оттуда на толпу резко побежал ОМОН. Мы с другом пошли в центр парка. По обоим углам от него подъехали автозаки. Выбежали омоновцы. Мы побежали в сторону остановки, но и тот выход из парка заблокировали. Мы с другом пошли прямо на ОМОН, перед нами задержали молодого парня. Он сопротивлялся, его несли два силовика. Один из омоновцев схватил меня за руку и крикнул своим: «Ну что, берем?» Видимо из-за того, что перед нами задержали парня, нас не схватили, — рассказала 76.RU Ева.
Похожую картину описал другой участник несанкционированной акции. Денис оказался одним из десятков людей, которых вчера задержали.
— Как я понял, они нас загнали в своеобразную ловушку. Колонна шла по Свердлова в сторону трамвайного кольца. У областной библиотеки люди повернули на Чайковского. Там нас обогнал автомобиль полиции и перегородил перекресток у «Ауры». У нас не было выхода, кроме как идти в парк. В центре парка толпу окружили. Людей было много. Никаких стычек, ничего не было. Сначала приехал автозак, а потом два автобуса. Оба автобуса в итоге были заполнены людьми. Силовики довольно корректно себя вели, применения физической силы не было. Единственное, мы долго стояли на улице, из-за того, что автобусы долго не подъезжали. Потом нас повезли к Дзержинскому РОВД, ждали там, так как наш автобус приехал вторым. Из-за того, что долго стояли, многие захотели в туалет. В сопровождении людей отводили. Потом меня отвели в кабинет и взяли объяснения. Получается, около 14 часов дня нас окружили. И где-то в 17 вечера я вышел из РОВД. Люди ничего не кричали, никаких оскорблений не было ни с той, ни с другой стороны, — рассказал Денис.
Массовое задержание на Первомайском бульваре
По похожему принципу проходили массовые задержания на Первомайском бульваре. Толпу, которая двигалась от волжского Бульвара в сторону Волковского театра, окружили силовики.
— За Волковским театром окружили толпу. Всех, кого окружили, уводили в автобус, проверяя рюкзаки. Никто из людей не кричал, никто не сопротивлялся. Все просто мирно зашли в автобус, — рассказало 76.RU очевидец Ярослав.
— За Волковским театром ОМОН взял нас в оцепление. Некоторые пытались убегать, но их всех ловили. Всех погрузили в автобусы без опознавательных знаков и увезли в Завожский РОВД. Из разговоров сотрудников полиции стало понятно, что остальные РОВД уже были заполнены. Нас держали в автобусе часа три. Первый час никого не выпускали даже в туалет. На вопросы по поводу задержания полицейский отвечал, что задать их можно в пресс-службу УМВД. Потом начали всех по очереди оформлять. В просьбе дать мне ксерокопию протокола мне отказали, сказав, что нельзя так делать. Потом пытались убедить, что я обязательно должен сфотографироваться и дать отпечатки, но тут я уже настоял и оформил отказ. Мне назначили суд в Кировском РОВД на 4 февраля, — рассказал Константин.
Задерживали прохожих
По словам одного из задержанных, в Бутусовском парке, он не участвовал в акции. Мужчина объяснил, что шел через парк в «Ауру».
— Решил пройти через Бутусовский парк, — рассказал один из задержанных. — Увидел толпу людей и ОМОН, стал выходить с одной стороны, ее перекрыли. Решил найти выход с другой — подошел к полицейскому и спросил, где выход. Тот в ответ начал тыкать рацией мне в лицо, спросил, куда я иду (я шел в «Ауру»), а затем передал двум другим полицейским. Те довели меня до автозака, стукнули головой по раме двери. Никто из них не представился. Росгвардейцы стали на меня орать матом, посадили и на просьбу о звонке адвокату ударили несколько раз по голове. Целый час я проездил стоя на коленях у запасного выхода автозака.
Мы поговорили с другой задержанной. Соня провела в Дзержинском РОВД больше времени, чем остальные. По ее мнению, это связано с тем, что она не совершеннолетняя.
— Я шла по парку. В какой-то момент там появилось много людей в форме. Они окружили тех, кто не смог или не попытался убежать. Мы стояли с друзьями в оцеплении на морозе минут 40, — рассказала задержанная девушка. — Потом нас проводили к автобусу. Разделили на тех, у кого есть паспорта и у кого нет. Мой паспорт сфотографировали в момент входа в автобус. Задержанных было больше, чем сидячих мест в автобусе. Некоторые люди стояли. Потом мы приехали к Дзержинскому РОВД, долго сидели в автобусе. Многие хотели в туалет, людей начали выпускать по одному. Когда я хотела выйти, у меня спросили возраст. Когда узнали, что я несовершеннолетняя, мне сказали, что из-за этого выйти нельзя. Потом нас завели в РОВД. Разделили на совершеннолетних и несовершеннолетних. Первых отпустили довольно быстро, а меня продержали там несколько часов. Выпускать без законного представителя они не могли, но без его присутствия с меня уже начали брать объяснения. Когда отец приехал, он дал расписку об отказе от фотографирования и дачи отпечатков пальцев. Но меня все равно сфотографировали. Потом в шесть часов вчера нас повезли в следственный отдел по Дзержинскому району города Ярославля. Оттуда я вышла уже в районе девяти вечера.
Софья рассказала, что ее и двоих несовершеннолетних повезли в следственный отдел по Дзержинскому району города. Судя по всему это было сделано в рамках уголовного дела, которое на прошлой неделе возбудил федеральный СК.
— В рамках уголовного дела проводится комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, опубликовавших призывы к неограниченному кругу несовершеннолетних об участии в противоправной деятельности, — говорится на сайте ведомства.