В чем измеряется память о событиях Великой Отечественной войны? В количестве георгиевских ленточек, приколотых к отвороту пиджака? В силе фейерверка вечером 9 Мая? В торжественности парада на центральной площади Ярославля? Председатель Российского союза ветеранов Афганистана в Ярославской области, общественник Игорь Ямщиков точно знает ответ на этот вопрос.
Истории воинов, захороненных в Ярославской области, о которых вы не слышали, Игорь Ямщиков рассказал в большом материале 76.ru.
Стрелковый тир на кладбище
– Какие находки со времен Великой Отечественной войны поразили вас больше всего?
– Была очень драматичная история с одной из могил в селе Черкасово Брейтовского района. Могила находилась на давно закрытом кладбище в селе, на самом краю. Со слов жителей, здесь был похоронен неизвестный летчик. А рядом с могилой мы увидели остатки от кострищ – посиделок охотников или рыбаков. И памятник мужчины использовали... как мишень. Звезда на нем была прострелена. Ощущения при виде этого «стрелкового тира» на кладбище были... Не передать словами какие.
Тогда за короткое время отношение к памятникам кардинально поменялось. Благодаря усилиям Брейтовского райвоенкома подполковника Ивана Груздева установили имя захороненного лётчика, а также имена всех членов экипажа самолёта, упавшего в Рыбинское водохранилище в августе 1943-го. Удалось найти и родственников летчика. Даже не представляете состояние людей, когда их привезли к могиле, где похоронен их дед. Это была особая встреча, поверьте, до мурашек.
– Особая история была также в Тутаевском районе селе Савинское, где в лесу упал самолет. Попав под атаку немецких истребителей, он шел с Рыбинского водохранилища, но не дотянул до Туношенского аэродрома. Упал в лес, летчики погибли. Долгое время их имена были неизвестны. Однако имена удалось найти благодаря учителю сельской школы и его ученикам. Удалось найти и родственников, которые приехали к своим дедам из Одессы.
За каждой такой историей кроется огромная работа. Эта работа еще не оцененная по заслугам, но именно благодаря энтузиастам – тем, кто ищет, устанавливает, перерабатывает архивы, – удается вернуть из небытия имена наших воинов.
10 тысяч воинов в одной могиле
– Как устанавливаются личности найденных воинов?
– Устанавливать имена – это немножко бюрократическая работа. Это масса запросов, работа в архивах, изучение документов, сверка документов с книгами памяти, журналами боевых действий. С одной стороны, эта работа приводит к драматическому финалу, но по своему течению это размеренная кропотливая работа.
В Ярославской области существуют 20 мест, где захоронены безымянные воины. Самое масштабное захоронение на Воинском мемориальном кладбище Ярославля, где покоятся около десяти тысяч воинов, которые умерли от ран, находясь во время войны в госпиталях Ярославля. Имена около 3700 человек нам известны, а личности еще 6300 человек до сих пор не установлены. Но я считаю, что это реальная работа – вернуть эти имена с безызвестности.
Очень много могил с неизвестными солдатами в Некоузском, Рыбинском, Даниловском районах. В основном, это могилы возле железнодорожных путей. Ярославскую область серьезно бомбили с воздуха немецкие самолеты, поражая эшелоны, которые шли с Ленинграда, шли с фронта с первыми ранеными в 1941-1943 в тыловые госпитали. Люди погибали в составах. Например, в селе Григорцево Ярославского района похоронены останки троих матросов, которые пытались убежать от эшелона во время бомбежки, но, к сожалению, они погибли рядом со станцией. Три воина пытались добежать до леса, чтобы укрыться, но самолет развернулся и расстрелял их из пулемета. Эту историю рассказала женщина, ставшая очевидцем того события.
– Кто занимается поиском, захоронением, архивной работой?
– В основном, это общественники и энтузиасты с самой большой буквы. Именно они инициируют всю эту работу. Но без помощи органов власти и госархивов это сделать было бы тяжело. Помогают системы военных комиссариатов. С гордостью назову имена: в Борисоглебском районе – Иван Груздев, в Переславском районе – Олег Кошелев. А также есть ребята-поисковики, которые выезжают на раскопки на места боев, ищут ярославцев, возвращают из небытия их имена.
Нужен ли нам День Победы
– Из ваших историй о затерянных, забытых памятниках мы видим, как угасает память о подвиге... Что будет, если мы перестанем праздновать День Победы?
– Да, наверное, время проходит, уходят ветераны, с ними и часть истории. Но задача ветеранских организаций, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов сделать так, чтобы эта ниточка не прервалась. Звучит, может быть, пафосно, но для нас это наше внутреннее убеждение. Это то, чем мы занимаемся каждый день в свободное время, в свои отпуска от основной работы. Чтобы эти события не были забыты, надо каждому из нас на своем месте что-то делать. Кто-то, как вы, делает репортаж, кто-то ходит в архивы, другие восстанавливают, облагораживают памятники.
Два года назад мы начали интересный проект Общественной палаты Ярославской области по установлению координат всех памятников и мемориалов на территории Ярославской области. С точностью до 5 метров определили координаты военных памятников и могил, нанесли их на электронную карту, которую можно посмотреть на портале органов власти. Для чего мы это делаем? Интерес к могилам и памятникам возникает у самых разных людей. У нас был случай, когда к нам обратились ветераны органов внутренних дел. Говорят, у них есть отпуск на несколько дней, хотят благоустроить несколько могил, где это сделать? Места захоронений нашли на этой карте.
Сейчас мы наносим на карту могилы Героев Советского Союза, которые умерли уже после ВОВ. С точки зрения статуса – это обычная родовая могила. Мы добиваемся того, чтоб этим могилам также был присвоен статус воинских захоронений, который обязывает органы власти вести учет этих захоронений, каким-то образом благоустраивать. У нас есть районы области, где могилы полных кавалеров находятся в очень неприглядном состоянии, дай бог, крестик стоит. Такая могилка не соотносится с подвигом человека, который в годы войны сражался за нашу жизнь, за нашу независимость.
– Но ведь есть и те, кто и иначе, без цинизма относится к Дню Победы? Те, чью семейную историю перекроила эта война...
– Конечно. Три дня назад я был на Чурилковском кладбище, где устанавливал координаты семи героев-ярославцев. Когда мы шли к этим могилам с работниками кладбища, я спросил, приходят ли к ним родственники? Оказывается, приходят с детьми, внуками, правнуками, и вместе всей семьей благоустраивают. И когда мы хотели благоустроить одну из таких могил, нас отблагодарили, но сказали, что хотят, чтобы именно их собственные дети занимались благоустройством. Чтобы они знали, где находится могила их прадеда, и чем он знаменит. И пока будет эта ниточка памяти складываться именно так, мы никогда не забудем подвиг наших предков, кто погиб в Великую Отечественную войну.