В Ярославле не утихают скандалы вокруг продажи троллейбусного депо в центре города и закрытия 8-го троллейбусного маршрута. Своим мнением по поводу происходящего поделился урбанист и соавтор блога «Удобный город» Александр Багно. Он уверен, что чиновники плохо поработали, поэтому всё так и вышло. Публикуем его колонку.
Мэрия Ярославля решила временно закрыть 8-й троллейбус, пока она готовит для обслуживания троллейбусов трамвайное депо. Изначально мэрия хотела закрыть троллейбусное депо на Городском валу, а троллейбусы вместе с базой для их обслуживания перевести в трамвайное на Ленинградском проспекте. Решение немного странное, что в этой ситуации не так, я комментировал раньше. Но из-за ошибок в планировании старое депо перестало работать, а новое открыть не успели. Это грубый просчёт чиновников. В городе с грамотным руководством такого быть не должно, потому что от того, насколько хорошо работает транспорт, зависит, смогут ли люди доехать, куда им надо, как быстро они это сделают и насколько безопасна и комфортна будет их поездка.
Можно ли было в сложившейся ситуации обойтись без закрытия 8-го маршрута? Можно. Троллейбусам не обязательно ночевать в депо. Если там не хватает места, их можно было бы разместить на одной из конечных остановок (например, там. где диспетчерская на Волгоградской), а в депо загонять для обслуживания. Мера не самая лучшая, но в мире есть примеры, где так поступают.
Отмена 8-го троллейбуса задумана давно. Чиновники понимали, что не успеют выполнить в срок обещания. На это указывают слухи, исходившие от работников Яргорэлектротранса, и открытый в конце прошлого года автобус 97с, почти полностью копирующий 8-й троллейбус, отличающийся от него всего на несколько остановок.
Отмена 8-го троллейбуса скажется на качестве работы транспорта. Его замена на автобусы неравнозначна. Если мы взглянем на схему маршрутов Ярославля, 8-й троллейбус полностью дублируют автобусы 42, 46, 97 и 97с, которые в обоих концах маршрута едут дальше него. Не все эти автобусы ездят до позднего вечера, а троллейбус ходит почти до полуночи. У автобусов меньше вместимость. Сейчас на троллейбусном маршруте работают гармошки, а мэрия предлагает в качестве альтернативы пазики и старые автобусы на 42-м маршруте.
После закрытия 8-го троллейбуса, администрация города планирует распределить машины понемногу на все городские маршруты. Но для компенсации «восьмёрки» логично было бы отправить все освободившиеся машины на 7-й маршрут, чтобы жители Брагино не так сильно почувствовали отмену троллейбуса.
Если выбирать, какой в Брагино маршрут отменять, следовало бы выбрать «семёрку». Она, как и «восьмёрка», едет по Ленинградскому проспекту, имеет такую же протяжённость, но едет в центр через промзону, где небольшой пассажиропоток. У 8-го маршрута в центре хорошая трассировка по проспекту Октября, где большая плотность застройки. После отмены «восьмёрки» по этой линии не останется троллейбусных маршрутов.
Мэрия свой выбор аргументирует убыточностью «восьмёрки». Но, как уже было замечено, троллейбус полностью дублируют четыре автобусных маршрута. Ещё десяток маршрутов имеют то же направление, но имеют отличия в Брагино, сворачивая на Тутаевское шоссе, либо в центре, следуя по нему другими улицами. Людям неважно, на каком маршруте ехать, им важно, куда ехать. Все эти маршруты делят пассажиров между собой. Если мы уберём некоторые дублирующие маршруты, каждый из оставшихся станет прибыльнее. Чтобы это стало реально, мэрии стоит задуматься, чтобы в Брагино продлить троллейбусную линию на одну остановку до 15-го микрорайона или хотя бы объединить 8-й и 9-й троллейбусы.
Что хорошее можно сказать про историю с 8-м троллейбусом, чиновники не пытаются извлечь личную выгоду из отмены троллейбуса. Два из четырёх маршрутов, на которые они вынуждают пересесть, муниципальные. А пазики на частных маршрутах не справятся со всеми желающими уехать. Деньги пассажиров пойдут на улучшение работы автобусов, а не на прибыль коммерсантам.