
Что известно о возвращении Zara в Россию
Последние недели одной из самых обсуждаемых тем стала новость о возможном возвращении Zara, Bershka и других магазинов сети Inditex в Россию. Как сообщает ТАСС, сейчас ведутся переговоры о возобновлении сотрудничества с рядом иностранных компаний.
На фоне этих новостей возникли вполне резонные вопросы: как возвращение испанского гиганта повлияет на российские бренды, появившиеся после 2022 года, и что произойдет с ценами на одежду?
В этом материале — мнения экспертов из сферы моды о том, каких изменений ожидать в ближайшем будущем и насколько вероятно возвращение популярных брендов на российский рынок.
Где расположатся вернувшиеся бренды?
Пока модницы и стилисты планируют шоппинг в Zara, которая якобы вот-вот распахнет двери, эксперты и аналитики подходят к этой теме менее оптимистично. Вице-президент Союза торговых центров России Павел Люлин уверяет, что пока рано радоваться.
— Наш рынок интересен, и исход для большинства был экономически тяжелым. Именно этим объясняется интерес к возвращению. Да, бренды зондируют почву, держат руку на пульсе, ведут задушевные разговоры, что вот-вот и вернемся, но пока это слова. Для того чтобы вернуться, должны быть выполнены два условия: политическая «оттепель» и ослабление трансграничных барьеров. Быстро это не произойдет. Минимум год, — написал Павел Люлин у себя в Telegram-канале.

Возвращение будет сложным, так как российский ретейл подрос, а места уже заняты. Но конкуренция даст дополнительный стимул развитию отрасли.
Торговые площади, где ранее располагались магазины Inditex, успешно заняли российские бренды. Но несмотря на это, Павел Люлин уверен, что проблем с тем, чтобы найти вакантные места в торговых центрах, не будет.
— Наиболее вероятные шансы быстрого возвращения у Inditex, так как сохранилась инфраструктура, места, офис и сотрудники, — сообщает вице-президент Союза торговых центров. — Большинство ТЦ верит, что возвращение Zara — это сродни возвращению в счастливые доковидные годы, где и трафик был, и доходы. Поэтому мест жалеть не будут, в том числе и «высаживая» других арендаторов.
Zara вернется в 2025 году?
Эксперт по управлению fashion-ассортиментом и бизнес-консультант Галина Кравченко считает, что российская аудитория сохранила лояльность к иностранным брендам. Тому подтверждение — популярность заказов из-за рубежа и через СДЭК, а также большой спрос на Lamoda, где продают товары ушедших брендов.
В разговоре c 76.RU Галина Кравченко поделилась своим мнением, какова вероятность возвращения магазинов сети Inditex на российский рынок в ближайшее время.
— Смотря какой период мы называем ближайшим временем. Если рассматривать перспективу на 2025 год, то, скорее всего, это затруднительно, потому что возвращение брендов требует найма персонала, открытия офиса, восстановления всех логистических цепочек и открытия конкретных площадей. Исходя из всех этих факторов, если говорить о массовом открытии магазинов, то, скорее всего, в этом году это вряд ли возможно, — уточнила бизнес-консультант 76.RU.
Некоторые могут не пережить возвращения Inditex
Что касается того, как может измениться рынок одежды в России после возвращения популярных иностранных брендов, Галина Кравченко ответила так:

Возвращение Inditex, безусловно, обострит конкуренцию, но, с другой стороны, это подстегнет российские компании к тому, чтобы выпускать более коммерческие коллекции. Наличие сильного международного игрока всегда мотивирует локальные марки усиливать технологии маркетинга и управления ассортиментом.
Однако здесь стоит отметить, что одни бренды на фоне конкуренции усилят свои позиции на рынке, но некоторые, наоборот, могут столкнуться с серьезными трудностями.
— Нужно отметить, что непосредственные конкуренты Inditex — это крупные ретейлеры, такие как Melon Fashion Group (в нее входят Zarina, Love Republic, Sela и др.), а также Gloria Jeans, потому что у них в ассортименте есть одежда для взрослых и детей, чем славится та же Zara. Эти сети абсолютно конкурентоспособны, устойчивы и предлагают коллекции международного класса. Если мы говорим о других брендах холдинга Inditex, занимающих сегмент «средний плюс», в котором работает Massimo Dutti, то здесь следует ожидать более ожесточенной конкуренции. Всё потому, что коллекции Massimo Dutti коммерчески выверены. И да, это именно тот сегмент, в котором активно развиваются российские дизайнерские марки, такие как 2MOOD, IDOL, All We Need, Lucio, Churel и другие. Вот для них конкуренция с Massimo Dutti будет гораздо более заметной.
Локальные бренды слишком дорогие
Необходимость возвращения Zara и других магазинов испанской сети вызывает вопрос. За последние годы российские бренды значительно развились: на рынке массмаркета появились новые магазины, которые, казалось бы, успешно заменяют ушедшие иностранные бренды. Свое мнение по этому поводу в интервью 76.RU высказала Полина Плеханова из Ярославля, персональный стилист-имиджмейкер, стилист Первого канала в программе «Модный приговор» (6+).
— За это время в России появилось много локальных брендов. Но тут есть как минусы, так и плюсы. Из плюсов — как раз развитие отечественного производства и своих брендов. Они достаточно стильные, качественные и трендовые. Но есть и немаловажный минус — российские бренды очень дорогие. По всей видимости, они стремятся уйти в мидл сегмент. То есть новые локальные бренды сильно задирают цены. Фишка Inditex была в том, что у них были трендовые вещи и по доступным ценам. Сейчас же у нас появилось много брендов, но никто не хочет брать за такую стоимость, — считает эксперт Полина Плеханова.
А что касается ассортимента, по мнению стилиста, российские аналоги предлагают коллекции, схожие с ассортиментом Inditex. Поэтому утверждать о нехватке чего-либо в российском массмаркете преждевременно.
— Я считаю, что Maag, Vilet и Dab идентичны ушедшим Zara, Stradivarius и Pull & Bear. Это действительно так. Я не так давно была в Турции и Дубае и заходила в Zara, там были ровно такие же вещи, которые висят у нас в Maag. Видимо, они подсматривают коллекции и отшивают что-то похожее. Будто это абсолютно синонимичные между собой бренды, — отмечает стилист Полина Плеханова. — Работая стилистом, я не чувствую, что нам чего-то не хватает в подборе образов. Всего хватает. У нас много крутых локальных брендов, но они дорогие. Не всем моим клиентам они подходят по ценовой категории.

Тут либо кто-то должен уйти, либо кто-то не должен приходить. Я просто не представляю: если будет и Zara, и Maag, то, по моему мнению, все люди будут покупать в основном в Zara. Потому что этот бренд уже сделал себе имя, все помешаны на нем, и без разницы, что они продают, главное — купить. У Maag до сих пор даже сайта нет, что очень печально и плачевно, особенно для стилистов.
Ждете возвращение Zara и других магазинов сети Inditex?