Криминал Задержали директора дептранса Транспортная реформа онлайн-трансляция Задержали сонной: всё о коррупционном скандале с главой ярославского дептранса. Онлайн

Задержали сонной: всё о коррупционном скандале с главой ярославского дептранса. Онлайн

Татьяна Черемных курировала новую транспортную реформу

Задержали главу транспортного департамента

В Ярославле задержали главу областного департамента транспорта Татьяну Черемных по подозрению в получении взятки. Она курировала среди прочего новую транспортную реформу в Ярославле и запуск новых желтых «Яавтобусов».

В этой онлайн-трансляции мы собираем всё, что известно о коррупционном скандале.

О задержании высокопоставленной чиновницы сообщили в правительстве региона. По словам губернатора Михаила Евраева, помимо нее в коррупционной схеме участвовали еще несколько человек.

— Правоохранительными органами после проведения оперативных мероприятий по подозрению в получении взятки была задержана директор Департамента транспорта Ярославской области Татьяна Николаевна Черемных и несколько иных лиц, — рассказали в правительстве Ярославской области.

Указом губернатора 24 мая с должности сняли саму Черемных и тех, кто участвовал в схеме.

— Антикоррупционной комиссией при губернаторе Ярославской области будет проведена комплексная проверка деятельности департамента транспорта. Губернатором Ярославской области совместно с правоохранительными органами области и впредь будут пресекаться все коррупционные проявления на территории области, — сообщил Михаил Евраев.

В чем обвиняют

По данным СУ СКР по Ярославской области, деньги могли брать в период действия новой транспортной реформы — с февраля по май 2023 года.

— По данным следствия, с февраля по май 2023 года подозреваемые получили в качестве взятки денежные средства от частных предпринимателей за общее покровительство по службе, — уточнили в СУ СКР по Ярославской области.

Черемных вменяют статью о получении взятки в особо крупном размере (290 УК РФ) — это больше миллиона рублей. Максимальное наказание по статье — лишение свободы от 8 до 15 лет.

Кто она такая

К слову, 35-летняя Татьяна Черемных возглавила Департамент транспорта Ярославской области совсем недавно — в марте 2022 года.

Она имеет высшее образование по специальности «организация перевозок и управление на транспорте», 12 лет работала в транспортной сфере, обладает большим управленческим опытом в госорганах.

До назначения в Ярославль Черемных работала начальником отдела автомобильного транспорта Министерства транспорта Тверской области. Курировала создание реестра недобросовестных перевозчиков.

В Ярославской области вокруг Черемных гремело много скандалов и споров. При ней управление городским пассажирским транспортом было передано в область, с перевозчиками стали заключать многомиллиардные контракты нового типа, власти задумали многомиллиардную трамвайную концессию.

В соцсетях Татьяна Черемных делилась заметками о работе транспорта 

Экс-глава транспортного департамента делилась впечатлениями от работы и новых «Яавтобусов».

Черемных проработала в Ярославле год 

По данным следствия, Татьяна Черемных и другие подозреваемые с февраля по май 2023 года получили в качестве взятки денежные средства от частных предпринимателей за общее покровительство по службе.

Примечательно, что с февраля 2023 года в Ярославле стартовал новый этап транспортной реформы. Власти массово заключали контракты на автобусные перевозки. Накануне, 24 января, на встрече с редакторами региональных СМИ губернатор Ярославской области Михаил Евраев анонсировал полную замену автобусов в Ярославле и Ярославском районе за два месяца — апрель и май. Для этого власти намерены искать новых перевозчиков с хорошим транспортом. Предельный возраст транспортного средства на начало осуществления перевозок — 1 год. Для автобусов малого класса — 6 месяцев.

Кроме того, с февраля 2023 года в Ярославле планировали начать модернизацию трамвайной инфраструктуры. Заниматься этим, по концессионному соглашению с правительством Ярославской области, начало дочернее предприятие столичной компании «Группа Мовиста» — организация «Мовиста Регионы Ярославль». С первого квартала 2023 года по второй квартал 2025 года было запланировано строительство 45,3 км трамвайных путей, восьми тяговых подстанций, трамвайного депо, двух путепроводов. Москвичи также должны купить 47 односекционных низкопольных трамваев.

На время работы Татьяны Черемных пришлись скандалы, связанные с развалом городского транспортного предприятия ПАТП-1.

Проблемы с автопарком у ПАТП-1 стали критичными к 2018 году, когда в мэрии признались, что износ большей его части выше 70%. К 2019 году городское предприятие взяло в лизинг новые автобусы, а также получило в подарок 30 б/у машин из Москвы. К декабрю 2021 года начались проблемы с выплатами по лизинговым платежам. «Транспортная лизинговая компания» (работает под брендом «ЯрКамп»), требуя вернуть долг в 13,3 миллиона рублей по лизинговому договору, подала на ПАТП-1 в арбитражный суд. Тогда возникла угроза лишиться 18 новых машин. Спустя время ситуация ухудшилась — арбитражный суд вынес решение о том, что должны быть расторгнуты три договора лизинга между ярославским ПАТП-1 и «Транспортной лизинговой компанией». То есть транспортники должны были вернуть 27 автобусов. Если учитывать предыдущие решения арбитражного суда, то в общей сложности город мог лишиться 47 автобусов.

В начале 2022 года ярославские власти выделили из бюджета 55 миллионов рублей, чтобы увеличить уставный капитал ПАТП-1. Многие были уверены, что компания потратит именно эти деньги на погашение долга, но сами транспортники от этой версии открестились.


В июле 2022 года Федеральная налоговая служба арестовала счета ПАТП-1. Это случилось 30 июля 2022 года. Арест счетов простыми словами означает списание всех поступлений в счет погашения налоговой задолженности. При этом по итогам первого квартала 2022 года предприятие и так получило убыток в размере 33 миллионов 826 тысяч рублей. Накануне, кстати, стало известно о снятии с маршрутов автобусов ЛИАЗ-429260 из-за долгов предприятия перед лизинговой компанией. С таким состоянием компания подошла к новому витку транспортной реформы. Мы спрашивали о будущем ПАТП-1 в этом новом мире еще в августе 2022 года, но власти уходили от ответа.

Спустя полгода, в феврале 2023 года, Татьяна Черемных заявила: ПАТП не будет участвовать в автобусных перевозках пассажиров в Ярославле.

— В АО ПАТП-1 Ярославля сегодня работают 706 человек, из них 268 водителей. Это опытные, проверенные профессионалы, которыми очень дорожит область. Отрасль не может их потерять, — опубликовали цитату директора Департамента транспорта Ярославской области Татьяны Черемных на официальной странице департамента во «ВКонтакте».

В ходе транспортной реформы базу ПАТП-1 передали в пользование предприятию «Транспорт Ярославии», которое выиграло конкурсы более чем на 40 маршрутов. Учредителями компании являются АО «Ярославское автотранспортное предприятие» (его учредитель — Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области) и ООО «Контроль-сервис», зарегистрированное в подмосковном Красногорске.

Факт: конечным владельцем ООО «Контроль-сервис» и «Транспорт Ярославии» соответственно является московская «Группа Мовиста» и ее же основатель Александр Советников.

Именно ООО «Группа Мовиста» — головная компания «Мовиста Регионы Ярославль», в пользование которой на 20 лет отдали по концессии ярославские трамваи и всю трамвайную инфраструктуру.

Такой пост Татьяна Черемных написала после своего назначения 

После назначения на должность главы Департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных выразила благодарность тогда еще врио губернатора региона.

— Я благодарна врио губернатора Михаилу Евраеву за оказанное мне доверие возглавить региональный департамент транспорта и его коллектив. Уверена, что вместе мы достигнем немалых высот, добьемся поставленных целей и сделаем всё возможное для успешного развития транспортной отрасли региона, — написала чиновница. — Сейчас перед нами стоит много задач, главные из которых — обеспечить устойчивое функционирование транспорта, повысить качество обслуживания и безопасность пассажиров, безусловно, с учетом мнения жителей региона.

«Уверена, удастся не только сохранить набранные в последние годы темпы, но и приумножить их»

Какие проекты лоббировала

По мнению депутата муниципалитета Ярославля Анатолия Каширина, дело Черемных может быть связано с реформированием транспортной системы Ярославля: как автобусной, так и трамвайной.

По этому поводу он еще в феврале отправлял депутатский запрос в антимонопольную службу. В нем он указал, что московская компания «Мовиста» может стать монополистом на рынке перевозок города, так как она зашла одновременно и в автобусное, и в трамвайное хозяйство.

Мы сделали большой разбор, какие проекты лоббировала глава областного дептранса в последние месяцы.

В правительстве Ярославской области сообщают, что не знают, кого из госслужащих задержали вместе с Татьяной Черемных.

По данным «Ъ-Ярославль», среди них есть директор новой компании правительства «Организатор перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев.

Структуру создали вместо ликвидированного управления пассажирского транспорта мэрии Ярославля. Как говорила Черемных, организатор перевозок «будет координировать работу автомобильного и электротранспорта по муниципальным маршрутам в Ярославле и Ярославском районе в рамках переданных на уровень области полномочий». Планировалось, что оператор в дальнейшем будет расширять свое управление на транспортном рынке региона.

Прокопьев с 2017-го по 2019-й возглавлял госпредприятие «Крымтроллейбус». В новую должность вступил с конца декабря 2022 года — когда организатор перевозок только-только начал работу.

На рабочем месте Прокопьева не знают, был ли он сегодня в офисе.

— Мы не комментируем уголовное дело, — произнесла секретарь и бросила трубку.

Анна Ёлкина

Видео задержания

Спустя 2 дня после задержания, 26 мая, мера пресечения Татьяне Черемных всё еще не избрана. Вероятно, точка будет поставлена в ближайшие дни.

Кстати, о резонансном коррупционном скандале вокруг транспорта, опыте работы и задержании Татьяны Черемных высказался транспортный аналитик, главный редактор проекта transportSpb Владислав Булгаков.

Мы опубликовали его колонку от первого лица.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
85
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления