Образование Кризис-2025 проблема Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле

Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле

Нехватка кадров растет с каждым годом, а к 2030 году достигнет максимума

Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле | Источник: Татьяна Спиридонова / MSK1.RUСколько учителей не хватает в российских школах на самом деле | Источник: Татьяна Спиридонова / MSK1.RU
Источник:

Замещающая кадровая потребность в педагогах до 2030 года составит 96 тысяч  специалистов, 40 тысяч из них — учителя. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 5 марта на правительственном часе в Госдуме, ТАСС.

Министр, ссылаясь на данные Минтруда, заявил, что эти подсчеты учитывают количество учителей, которые к 2030 году должны будут уйти на пенсию, и рабочие места, которые должны открыться в будущем.

«Фонтанка» решила уточнить, сколько учителей не хватает в России уже сегодня. Для этого редакция обратилась к цифрам самого министерства, которое ежегодно публикует данные о положении дел с кадрами в российских школах.

Кадровый голод в школах

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Из данных Минпросвещения России следует, что в 2024 году кадровый голод наблюдается среди всех школьных учителей — и педагогов начальной школы, и предметников. По крайней мере, если сравнивать число штатных мест с числом реально занятых в отчетах школ, которые уходят в роно, а оттуда — в министерство. Так, среди учителей начального образования не хватает чуть больше 100 тысяч человек — 313 тысяч работников против 414 тысяч ставок по штату.

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Вдвое больше разрыв между ожидаемым и реальным количеством учителей русского языка и литературы. При 202 тыс. ставок по штату в школах России сегодня работают на этой должности всего лишь 124 тысячи человек.

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Среди учителей иностранных языков не хватает более 59 тысяч специалистов (172 тысячи ставок по штату против 113 тысяч реально работающих педагогов). В школах также недостает 73 тысяч математиков, 37 тысяч историков, 31 тысячи преподавателей физической культуры. Не хватает 15 тысяч географов, 11 тысяч учителей химии, 14 тысяч преподавателей информатики.

Нехватка молодых учителей

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

На начало учебного года — 2024/2025 в школах России работало 1 047 220 учителей. Среди них всего лишь 341 тысяча специалистов в возрасте до 30 лет (112 тысяч педагогов до 25 лет). Самое большое число учителей приходится на возраст 50–54 года — 313 тысяч человек, причем 273 тысячи от этого числа составляют женщины.

При взгляде на график возраста российских учителей бросается в глаза, что всего за пять лет резко сократилось число педагогов самого, пожалуй, продуктивного в профессиональном плане возраста 45–49 лет — сразу на 36 тысяч человек. Примечательно, что примерно на столько же за это время увеличилось количество пенсионеров и предпенсионеров.

Очень заметно в стране стало учителей-пенсионеров — 161,5 тысячи (женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин), то есть больше 15%. К слову, пять лет назад их было всего 127,2 тысячи.

Из позитивного: видно, что выпускники педвузов активно пошли в школу. Еще недавно большая их часть растворялась со своими знаниями в других отраслях экономики. Однако этого мало: на прошлой неделе на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что за последние пять лет доля молодых учителей увеличилась всего на 1,5%.

«Минпросвещения совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, направленный на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях», — заявил Дмитрий Чернышенко.

Лукавые цифры

Сергей Кравцов утверждает, что потребность в будущих учителях должны перекрыть педагогические вузы и колледжи. Однако контрольные цифры приема на педагогические специальности в 2024 году при этом составили всего 120 тысяч человек. В этом же году из вузов и колледжей выпустились 147 тысяч специалистов (91,3 тысячи из них получили высшее образование, а 56,2 тысячи — среднее специальное), привел цифры министр.

Может показаться, что в 2024 году учиться на педагога поступило на 20 тысяч человек меньше, чем выпустилось. Но это лукавая цифра. Дело в том, что контрольные цифры приема говорят лишь о числе бюджетных мест, включая льготные. И они не учитывают тех, кто поступил учиться на учителя за свои деньги.

Причем конкурс в тот же РГПУ им. Герцена весьма велик. Так, в прошлом году для поступления на некоторые специальности на бюджет брали минимум с 270 баллами по ЕГЭ за три предмета. Относительно спокойно можно было пойти учиться только на учителя ОБЖ (170 баллов). При этом количество бюджетных мест на этот год в петербургском педагогическом вузе на очном отделении бакалавриата — 1422. А платно туда пришли учиться в прошлом году больше 1900 человек.

Стать педагогом в Герцена на платной основе в прошлом году стоило примерно по 227 тысяч рублей в год (и только на физрука выучиться можно за 209 тысяч). Все вместе первокурсники-платники принесли вузу больше 360 миллионов рублей.

Учительская стезя, несмотря на уже приличные зарплаты по общероссийским меркам и многочисленные госпрограммы поддержки, остается уделом немногих. Председатель комитета по контролю Госдумы Олег Морозов сказал, что сегодня налицо «колоссальный разрыв между значимостью профессии учителя и ее престижностью». Так, согласно опросам «Народного фронта», престижной работу в сфере образования назвали всего лишь 2% респондентов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления