Концерн PSA (марки Peugeot и Citroen) завершил интересный эксперимент, стартовавший еще в начале года, в рамках которого сравнивался паспортный расход топлива машин с реальным. Последний был измерен в специально разработанном цикле, включавшем 25 километров городской езды, 39 километров проселка и 31 километр по шоссе. Результаты весьма красноречивы: реальный расход топлива оказался на 40-70% выше паспортного.
Например, Citroen C4 Grand Picasso PureTech со 130-сильным бензиновым мотором и механической коробкой передач потратил 7,4 л л/100 км, тогда как средний паспортный расход в цикле NEDC – 5,0 л/100 км. Такой же автомобиль с дизелем (120 л.с.) и автоматом потратил 6,5 л/100 км против заявленных 3,9 л/100 км (+67%). Peugeot 308 с 1,2-литровым турбомотором мощностью 130 л.с. потратил 6,3 л/100 км при паспортном значении 4,0 л/100 км.
В серьезном расхождении паспортного и реального расхода топлива нет ничего удивительного. «Официальные» значения расхода измеряются в так называемом европейском ездовом цикле NEDC по процедурам ECE-15 (городской цикл) и EUDC (загородный), которые весьма далеки от жизненных реалий. Достаточно сказать, что в ходе стендовых испытаний, имитирующих городскую езду, автомобиль разгоняется до 50 км/час... за 25 секунд! То есть в темпе водителя, который напился валокордина и почти спит. Не учитывается и масса факторов, влияющих на расход, например, загрузка автомобиля, работа дополнительных приборов, низкое качество полотна (на ухабистой дороге расход больше) и так далее.
В целом получить абсолютно достоверную цифру расхода топлива невозможно, поскольку он очень сильно зависит от манеры езды конкретного водителя, погодных условий, качества топлива, состояния автомобиля и массы других факторов. Однако европейский ездовой цикл NEDC слишком сильно отстал от жизненных реалий, и получаемые цифры годятся разве что для косвенного сравнения экономичности разных моделей. Цикл, разработанный Peugeot и Citroen, тоже не является универсальным, однако в целом он ближе к среднестатистическому.
Именно поэтому в 2017 году готовится глобальный переход на новый, гораздо более близкий к реальному ездовой цикл WLTP (Worldwide Harmonised Light Vehicles Test Procedure). Он заменит несколько «местечковых» ездовых циклов, вроде европейского NEDC, американского FTP-75, японского JC08. При его разработке учитывался характер эксплуатации реальных автомобилей в разных частях света, поэтому значения расхода по WLTP будут значительно выше, чем в случае с NEDC, который с некоторыми апгрейдами существует с 1992 года.