Летом 2021 года в Ярославле реформировали работу общественного транспорта. Основной идеей, ради чего мэрия изменила транспортную схему, было избавление от частных маршруток. Они остались только на пяти направлениях — 40, 71, 84, 94 и 97. Все остальные теперь (даже пазики и «Газели») считаются автобусами, потому что работают по регулируемому тарифу. То есть они теперь должны ездить строго по расписанию, принимать проездные и предоставлять все льготы. А перевозчикам теперь нет смысла гонять наперегонки, потому что, работая по регулируемому тарифу, они не зарабатывают больше от количества перевезенных пассажиров. Изменилась сама система оплаты их работы.
— Они получают деньги за километры пробега плюс компенсацию за перевозку льготников, — объяснили в «Яргортрансе».
В первые дни работы новой схемы 600-тысячный город ахнул: время ожидания автобусов на остановке резко увеличилось, а количество транспорта — уменьшилось. Люди начали ругаться. А мэр Ярославля Владимир Волков объяснялся за перевозчиков.
— Перевозчики постепенно набирают необходимый штат водителей, приводят транспорт к нормативным требованиям, — написал градоначальник в своем Telegram-канале. — Проще всего было бы обвинить их во всех проблемах. Но наша задача не в том, чтобы найти крайних, а в том, чтобы помочь перевозчикам с возникающими трудностями.
Вопрос остается открытым: кто должен отвечать за проблемы, с которыми столкнулись пассажиры в новой транспортной схеме? Многомиллионный пассажирооборот в Ярославле — это, по сути, рынок с огромными доходами. За возможность получать их и боролись маршрутчики. Теперь в город пришли другие компании. Разбираемся, кто теперь зарабатывает на ярославцах.
Главная проблема
Больше всего люди недовольны тем, что теперь на остановках приходится стоять очень долго, расписание у транспорта непонятное, далеко не везде есть объясняющая информация. И электронные сервисы, отслеживающие передвижение автобусов, работают плохо. Сам факт смены номеров на автобусах и маршрутов следования, по сути, не доставил неудобств. К этому можно привыкнуть, а к проблемам с долгим ожиданием — нет.
— Дело не в нехватке автобусов, — рассказал источник 76.RU в «Яргортрансе». — Новые перевозчики не смогли набрать достаточное количество водителей, а поэтому на линиях серьезный недовыпуск. На некоторых маршрутах действительно очень большие интервалы. Есть еще проблема в том, что многие бывшие маршрутчики удерживают своих водителей, продолжая платить им зарплату. Для многих это — дело чести. Да и, если честно, многие работали раньше со сверхприбылью и у них есть деньги, чтобы позволить себе такое. А потому к новым перевозчикам на работу водители идут неохотно, ведь проще получать зарплату и сидеть дома, чем за такие же деньги работать.
Согласно конкурсной документации, новые перевозчики должны иметь в наличии необходимое число автобусов. Про наличие водителей в штате компаний речи не шло — видимо, полагалось, что они будут как само собой разумеющийся факт. Зато в договоре есть пункт: если перевозчик будет постоянно срывать выпуск автобусов на линии, то ему мэрия как заказчик может вынести предупреждение, а потом и расторгнуть с ним контракт. За первые три недели действия договоров подобных случаев не было, хотя большинство перевозчиков работают со срывами выпуска. При этом штрафов как промежуточного наказания за это не предусмотрено по условиям контрактов.
— Сам контракт обычный, очень короткий и крайне скудно описывает требования, их практически нет, — поделился мнением эксперт по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. — Плохо, что в документе не указано расписание автобусов — неясно, какое именно число машин и интервал нужны. Да, там есть ссылка на сайт, но это плохо, так как там в любой момент всё можно подменить задним числом. А еще в требованиях прописано очень мало автобусов и маршрутов большой вместимости, для Ярославля нужно больше.
Аналитик санкт-петербургского движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков также дал оценку этому контракту:
— Меня очень удивила форма конкурсов в Ярославле. Ведь по 220-ФЗ все конкурсы/аукционы на маршруты по регулируемому тарифу должны публиковаться на портале государственных закупок. Ярославские власти этого делать не стали, видимо, сославшись на действия переходного периода по 220-ФЗ. Он как раз заканчивается в те же сроки, что и заключённые у вас с перевозчиком годовые контракты.
Касаемо самой организации конкурсов, у меня возникают вопросы со сроками. Их организовали чуть ли не за 2 недели до начала исполнения этих договоров. То бишь времени на подготовку у перевозчиков считай не было, даже если бы они хотели в этом конкурсе участвовать. Как я понимаю, город заключил такие договоры, чтобы было легче вносить оперативные изменения, так как по типовому контракту Минтранса накладывается много ограничений по увеличениям и уменьшением объемов транспортной работы.
Если же говорить о том, нужна ли была реформа. Однозначно нужна, и город к этому потихоньку шел еще с нулевых годов. На мой взгляд, основная ошибка была в том, что город фактически отказался от пересадочной модели маршрутной сети, она была бы более стабильной в плане работы. Впрочем, учитывая что договоры действуют год, в следующем году может многое поменяться, в том числе благодаря анализу работы системы за год.
Куда ушли маршрутчики
В Ярославле новая транспортная схема была внедрена после того, как у большинства частных перевозчиков закончились свидетельства на маршруты. К этому времени администрация города подготовилась и наметила транспортную реформу — разыграли контракты на перевозки по новым условиям. Не все работавшие в Ярославле транспортники смогли перестроиться на эти условия. Но, как говорят эксперты, большинство старых перевозчиков никуда не ушло, а просто сдают в аренду свои автобусы, водителей и кондукторов тем, кто остался на рынке.
— Кто-то, конечно, ушел с рынка, но таких не очень много, — рассказали бывшие маршрутчики. — Многие перепрофилировались под грузоперевозки, а кто-то из нас сейчас работает по договору с перевозчиками, которые остались в Ярославле, — предоставляем автобусы, водителей и кондукторов в аренду.
После внедрения новой транспортной схемы все новые маршруты в городе достались шести компаниям:
ПАТП № 1;
«Транском-Авто» (ИП Баранов);
ИП Гирфанов («Гирфтранс»);
ИП Воронин;
«Ярославское АТП»;
«Автократ».
Москва — без очереди
«Автократ» (2 маршрута: № 90с, 99с)
Московскому перевозчику «Автократ» досталось два маршрута. Это популярные направления № 90c (ТЦ «Аксон» — областная больница) и № 99с (улица Сахарова — Ярославль-Главный). Он пустил свои автобусы на линии, и они начали возить людей задолго до внедрения новой транспортной схемы. В 2020 году юридическим лицом было принято решение об изменении места нахождения — официально фирма стала располагаться в Ярославле.
— Аукцион проходил открыто, кроме «Автократа» в заявке на лот с этими маршрутами участвовали еще три ярославских участника, — сообщили в мэрии Ярославля. — Московская компания победила по нескольким критериям: у них оказался самый новый подвижной состав, самые хорошие показатели по экологическому классу двигателей автобусов и лучшее обустройство автобусов для людей с ограниченными возможностями.
Аукцион по этим двум направлениям разыграли раньше из-за того, что предыдущий перевозчик — предпринимательница Елена Куликова — не смог доработать до окончания срока свидетельства. У женщины умер муж, на котором было многое оформлено в бизнесе. Она долгое время пыталась доказать в суде свое право на наследство, чтобы продолжать работать на маршрутах, но не смогла.
В апреле этого года компания «Автократ» в Ярославле засветилась как фигурант судебного дела. На фирму в суд подала кондуктор Анастасия Белотелова, которая осталась недовольна тем, что ей не оплатили больничный. Правда, в итоге иск был возвращен заявителю.
Текущий владелец фирмы «Автократ» — Борис Морозов, подмосковный предприниматель, владеющий стоянками во Фрязино. Если посмотреть на прошлых владельцев компании, то всплывает имя Светланы Бодревской — она имела долю в 50%, но в августе 2019 года покинула состав учредителей. По данным сервиса «Контур.Фокус» Светлана Бодревская активно занималась транспортным бизнесом в Москве. Например, ранее она также владела долей в ООО «АвтоКарз», которое занималось перевозками в Лыткарино. Это поселок рядом с Люберцами, где есть бизнес у жены мэра Ярославля Владимира Волкова. Всего Бодревская имела долю в четырех компаниях, и все они занимаются перевозками.
Супруга мэра Ярославля Екатерина Волкова руководит пятью фирмами в Лыткарино и двумя — в Люберцах. Она занимается недвижимостью, лесоматериалами и торговлей лесом, тепловыми сетями, стройматериалами, а также ремонтом и обслуживанием транспортных средств. Также она была соучредителем лыткаринского благотворительного фонда «Радость жизни», который просуществовал более восьми лет и был ликвидирован в этом году.
Не совсем местные
«Транском-Авто» (22 маршрута: № 6, 12, 21, 21б, 21т, 22, 22с, 24, 25, 26, 27, 29, 34, 40к, 43, 44к, 55, 58, 59, 64, 68, 93г) и ИП Гирфанов (15 маршрутов: № 2, 9, 10, 13, 14, 18, 18к, 15, 32, 41, 49, 65, 66, 79, 92)
Больше всего претензий и у пассажиров, и у властей сейчас к работе «Транском-Авто» и «Гирфтрансу» (ИП Гирфанов). Чиновники мэрии даже говорят об этом открыто.
«Транском-Авто» — это малое предприятие, зарегистрировано в поселке Ивняки Ярославского района. В штате компании официально числятся 87 человек. На рынке все знают «Транском-Авто» как фирму местного бизнесмена Александра Баранова. Хотя официально владельцем значится некий Алексей Смирнов. Еще на рынке «Транском-Авто» связывают с компанией «Возничий», называя их единым холдингом. Но по факту «Возничий» уже никого не возит — владельцы всё перевели в «Транском-Авто».
ИП Гирфанов до недавнего времени базировался в Заволжском районе Ярославля, сейчас переехал в Гаврилов-Ям. Также он зарегистрировал в Переславле-Залесском фирму «Гирфтранс», на которую работают и другие перевозчики.
Для работы по новой транспортной схеме он взял в лизинг несколько автобусов. Про него не очень лестно отзываются предприниматели, работавшие по старой транспортной схеме.
— Гирфанов всё время ходил на совещания в мэрию, которые касались транспорта, — вспоминают экс-перевозчики. — Сначала он отстаивал точку зрения перевозчиков, а потом в одночасье перешел в другой лагерь. Видимо, о чем-то договорился с чиновниками.
В «Гирфтранс» объединились несколько ярославских маршрутчиков, которые предоставляют технику и персонал компании Гирфанова. Но в составе объединения пассажиров возят и другие автобусы.
— Большинство микроавтобусов, которые сейчас возят пассажиров под флагом «Гирфтранса», еще недавно работали в «Люберецкой транспортной компании», — сообщил источник 76.RU. — Да и водители там не местные, видимо, приехали из Подмосковья вместе с автобусами. Некоторые автобусы работали в «Люберецкой транспортной компании», потом в «Волтакс-Трансе», а сейчас уже — в «Гирфтрансе» возят пассажиров по новой транспортной схеме. Если посмотреть на историю автобусов, то можно увидеть, что «Авто-Надежда», «Автократ» и «Волтакс-Транс» перекидывают автобусы между своими фирмами то туда, то обратно.
К слову, «Волтакс-Транс» — это еще одно предприятие, зарегистрированное в подмосковных Люберцах. Ранее они уже работали в Ярославле на пригородных перевозках. И успели засветиться в судебных скандалах, привлечь внимание антимонопольщиков. Этой зимой УФАС проверило, как чиновники заключали договоры на перевозки по межмуниципальным маршрутам, и увидело сговор с компанией «Волтакс-Транс».
— Из автопарка на улице Промышленной в Ярославле на линии выходят автобусы «Гирфтранса» с подмосковными номерами, а также там можно увидеть автобусы «Волтакс-Транса» и «Автократа», — добавил источник 76.RU.
Представители фирм-перевозчиков говорят, что в их кругах все заранее знали, что «Транском-Авто» и ИП Гирфанов останутся работать на рынке при новой транспортной схеме.
Темная лошадка
«Ярославское АТП» (4 маршрута: № 23, 28, 30, 39)
Учредитель этого АО — департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. В штате предприятия числятся 918 сотрудников и открыто около 200 вакансий. Недавно предприятие приобрело 13 автобусов в лизинг.
В «транспортных кулуарах» о нем практически ничего не говорят — называют темной лошадкой. Руководит предприятием Вячеслав Ким, который до этого был главой государственного бюджетного учреждения «Организатор перевозок» — это структура правительства Москвы, которая занимается регулированием коммерческих перевозчиков. Потом он был главой Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Немаловажно и то, что Ким был давним совладельцем московской компании «Ранд-Транс», той компании, которую сейчас связывают через другие фирмы с бизнесом сына главы МВД России Александра Колокольцева.
— «Ярославское АТП», вероятно, сейчас связано с московской группой компаний «Ранд-Транс», — уточнил источник 76.RU. — В Рыбинске на их территории базируется парк «Автомига», дочки «Ранд-Транса».
«Автомиг» — одно из юрлиц «Ранд-Транса». В Ярославскую область компания пришла в конце 2019 года. Московская компания выиграла трехгодичный контракт на 58 миллионов рублей по обслуживанию нескольких пригородных маршрутов. Тогда претензий к их работе было очень много. Проблемы были с типом автобусов: на междугородних маршрутах ездили машины, похожие на маршрутку, сбивались с графика, транспорта не хватало. Но списка недобросовестных контрагентов компании удалось избежать.
Кроме того, у «Ярославского АТП» есть несколько контрактов на оказание комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Другими словами, договоры на аренду автобусов и кондукторов. Эти контракты выиграла компания «Вест Лайн», связанная с «Ранд-Трансом» и «Автомигом».
«Честный игрок»
ИП Воронин (6 маршрутов: № 5, 7, 17, 19, 19к, 85)
Зарегистрирован и работает в Ярославле с 1995 года. Перед запуском в городе новой транспортной схемы заключил договоры на приобретение автобусов в лизинг.
Про Воронина и в мэрии, и в кругу перевозчиков (даже бывших, которые остались за бортом) отзываются на редкость хорошо.
— Он честный игрок, — говорят конкуренты Воронина. — Маршруты ему достались заслуженно. Он всегда работал на совесть, предъявить к нему какие-то претензии просто не за что.
Конечно, претензии к работе его автобусов у пассажиров тоже есть, но их значительно меньше, чем к другим.
По сути, этот перевозчик те же маршруты обслуживал и до внедрения новой транспортной схемы, ему сейчас сверху достался лишь № 85.
Самый крупный перевозчик
ПАТП № 1 (27 маршрутов: № 1, 2к, 4, 4а, 4к, 5а, 5б, 8, 11, 11т, 32т, 32п, 33, 41а, 41б, 41к, 41п, 42, 42п, 53, 56, 57, 62, 70, 76, 77, 78п)
Больше всего маршрутов получило городское предприятие ПАТП-1. На первый взгляд, это хорошо, больше выручки получит бюджет Ярославля. Однако остановимся подробнее на том, как сменялось руководство предприятия в последние годы и кто стоит за ним сейчас.
— И ярославского-то там ничего не осталось, — заявляют частные перевозчики.
С 2018 до июля 2020 года (на тот момент транспортная реформа в Ярославле уже была анонсирована) ПАТП-1 возглавлял Алексей Власенко — экс-соучредитель люберецкой компании «Авто-Надежда», со скандалом выгнанной с рынка перевозок Переславля-Залесского.
Неожиданно в июле 2020 года с ним расторгают контракт по соглашению сторон, и генеральным директором городского ПАТП № 1 стал Сергей Завьялов. На тот момент он руководил «Яргорэлектротрансом», который отвечает за всё трамвайное и троллейбусное хозяйство. Но уходить с предыдущего места ему не пришлось — предприятия объединили и ПАТП № 1 стал управляющей компанией «Яргорэлектротранса», а Завьялов по факту стал руководить обоими предприятиями.
До приезда в Ярославль Сергей Завьялов работал в автотранспортных предприятиях Владимира и Москвы, имеет профильное образование. В частности, в прошлом, по данным сервиса «Контур.Фокус», он руководил службой эксплуатации и развития автовокзалов «Мосгортранса» и до июля 2018 года был директором компании-перевозчика «Экспресс-Тори+». С июля 2018 года единственным владельцем «Экспресс-Тори+» стал Алексей Кривденко — еще один соучредитель люберецкой «Авто-Надежды».
Алексей Кривденко и Алексей Власенко — партнеры по бизнесу. Оба они имеют по 25% в «Московской транспортной компании», занимающейся арендой и лизингом автотранспорта. Оба являлись соучредителями «Авто-Надежда», которая навела шуму в Переславле-Залесском в то время, когда городом управлял Владимир Волков.
И еще одна деталь: в 2017 и 2019 годах московская фирма «Рустранссервис-3» выиграла право транспортного обслуживания регулярных маршрутов в Переславле-Залесском как в городском, так и в пригородном сообщениях. 50% в «Рустранссервисе-3» принадлежит «Московской транспортной компании», которую контролируют Кривденко и Власенко.
Отработанная схема
Развитием транспорта действующий мэр Ярославля Владимир Волков занимается уже не в первый раз. Подобный опыт у него был в 2018 году, когда он работал главой администрации Переславля-Залесского. Схема была похожая: когда закончился контракт у действующих перевозчиков, там объявили конкурс и выбрали нового. Тогда выиграла компания «Авто-Надежда» из подмосковного города Люберцы — места, откуда приехал и сам Владимир Волков.
— Сначала цену оставили прежнюю — 15 рублей за поездку, потом сделали сразу 22, — рассказала общественница из Переславля-Залесского Наталья Власова. — Это очень много. Автобусы были неудобные для городских перевозок — не было площадок, куда можно было бы поставить коляску.
Реформа в Переславле-Залесском завершилась скандалом. Через некоторое время после того, как Владимир Волков покинул город (осенью 2018 года), «Авто-Надежду» в 2019 году резко выкинули с рынка перевозок в Переславле. Причем так, что город фактически на несколько суток остался без автобусов, люди не могли воспользоваться проездными, и льготникам приходилось платить полную стоимость за проезд.
Чем примечательна «Авто-Надежда»? До 2019 года в составе ее учредителей, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», числились бизнесмен Алексей Кривденко и московская компания «Транспорт 21 Век». Среди учредителей последней тоже состоит Алексей Кривденко, а также бизнесмены Алексей Власенко, Милана Григорьева и Михаил Саркисян. Компания «Транспорт 21 Век» покинула состав учредителей «Авто-Надежда» весной 2019 года.
Если поставить эти события во времени, то было всё так:
Осенью 2018 года глава Переславля-Залесского Владимир Волков, при котором пришел люберецкий перевозчик, покидает пост и уезжает работать в Ярославль.
С июля 2018 года бизнесмен Алексей Власенко (соучредитель «Авто-Надежда») возглавляет ПАТП-1 в Ярославле.
Весной 2019 года из состава учредителей скандального перевозчика «Авто-Надежда» выходит московская компания «Транспорт 21 Век» (в которой числится Власенко).
Осенью 2019 года сама «Авто-Надежда» покидает рынок транспорта в Переславле-Залесском.
Примечательно, за то время, пока Алексей Власенко числился соучредителем люберецкой «Авто-Надежды», он успел основать в Переславле-Залесском в 2019 году компанию по разведению овец и коз под названием «Петровские угодья».
Кстати, сейчас в Ярославле городское управление транспорта курирует вице-мэр Виталий Леженко — чиновник родом из Люберец также успел поработать с Владимиром Волковым в Переславле-Залесском.
Комментарий мэра
С тех пор как в мэрию Ярославля приехал работать Владимир Волков, команда управленцев городом и его имуществом значительно изменилась. А в списках чиновников появились фамилии Сергея Завьялова и Алексея Власенко — бизнесменов-транспортников, меняющих свое место работы практически вслед за мэром.
Но глава города заверил, что с этими людьми его ничего не связывает, кроме официальных рабочих отношений.
— Алексея Кривденко я не знаю, — уточнил мэр Ярославля Владимир Волков. — А с Сергеем Завьяловым и Алексеем Власенко знаком по работе, но не настолько близко, чтобы давать оценку их личным качествам. Могу лишь сказать, что, на мой взгляд, оба — люди профессиональные, которые хорошо разбираются в тех проблемах, которыми занимаются.