В Ярославле собралась большая команда защитников «актерского квартала» — взволновались из-за того, что там под видом капремонта хотели снести историческое здание. За сохранение домов вместе выступили градозащитники и историки, общественники и чиновники, власть и оппозиция.
С чего всё началось
Скандал разразился 12 июня. Это был выходной день. В восемь часов утра к дому № 14а на улице Чайковского подъехал экскаватор и начал крушить здание. Похоже, хватило бы пары часов — и от дома осталась бы лишь гора строительного мусора. Снос остановил житель соседнего дома актер театра имени Волкова Илья Коврижных — он встал под ковш экскаватора.
— Экскаватор проехал совершенно безмолвно, — вспоминает тот день Илья Коврижных. — Я не знаю, он опустился на вертолете или еще как-то. Они очень умело это сделали. Для большинства жителей нашего квартала это оказалось сюрпризом.
Через несколько часов на место приехала полиция, составили протокол. Следом за правоохранителями к дому приехали общественники, чиновники, представители разных партий, и все наперебой стали обещать, что спасут историческое здание. Но слов перед телекамерами оказалось недостаточно — экскаватор уезжать не собирался.
— Причем экскаватор приехал для планировки участка, но после этого он якобы случайно задел дом первый раз, — рассказал директор автономной некоммерческой организации «Наследие Ярославии» Семён Тараев. — Собственница этого дома способна на всё: дом она выкупала практически рейдерским захватом — выкупала квартиры, заселяла туда маргинальных личностей, и те выдавливали соседей. Тоже самое сейчас происходит и в соседних домах. Прямо сейчас там выкуривают одну бабушку.
Дом № 14а на улице Чайковского в 2019 году полностью выкупила индивидуальная предпринимательница Людмила Кукушкина. Недавно она повесила табличку о капитальном ремонте здания, который она устроит за свой счет, так как здание не входит в фонд капремонта. Но вместо этого у здания сначала выбили все окна и рамы, а потом приехал экскаватор ломать стены. Но активисты и градозащитники установили рядом с домом ежедневное дежурство и не дали полностью уничтожить здание.
Что теперь
Через несколько дней на эту тему заговорили и официальные лица. Мэр Ярославля, который на тот момент находился в Дубае, выложил в социальных сетях пост с обещанием, что дом не снесут.
— Работы по сносу «актерского квартала» на улице Чайковского остановлены, — написал мэр Владимир Волков. — Спецтехника, выполнявшая демонтаж дома, убрана с территории. Отмечу, что разрешения на возведение объектов капитального строительства на данной территории нет. Держим ситуацию на контроле, любые незаконные действия будут пресечены.
Но и этого оказалось недостаточно. Собственница здания от своих планов отказываться не собирается до сих пор.
— Вопросы об «актерском квартале» до сих пор поступают, — рассказал художественный руководитель театра имени Волкова Сергей Пускепалис. — Раньше театр мог как-то повлиять на квадратные метры для своих сотрудников. Но сейчас этот квартал не имеет к нам никакого отношения, а мы не имеем никаких рычагов.
Вчера защитники «актерского квартала» собрались в общественной палате и проработали свою стратегию. Сошлись на том, что нужно срочно внести «актерский квартал» в перечень выявленных объектов культурного наследия.
— Идет работа по признанию ансамбля зданий «Топтыгинских хуторов» достопримечательным местом, — уточнила и.о. директора Департамента охраны объектов культурного наследия Наталья Грушевская. — Сейчас наша задача — установить историко-архитектурную ценность этих зданий.
Квартал называют «топтыгинские хутора», поскольку он появился в 50-х годах прошлого века по инициативе Василия Топтыгина — директора Волковского театра. Изначально там проживали актеры Первого русского (в том числе такие народные артисты, как Наталия Терентьева, Сергей Тихонов, директор театра Василий Топтыгин, Феликс Раздьяконов, заслуженный художник Александр Левитан), со временем появились и другие жильцы.
В департаменте уверены, что это сможет предотвратить снос зданий в «актерском квартале», ведь за уничтожение памятников предусмотрена уголовная ответственность. Но не все уверены, что собственницу дома на Чайковского это остановит.
— Практика показывает, что это не работает, — напомнил Семён Тараев. — Разве у нас не сносят памятники? Сносят. А уголовных дел нет.
Резонанс вокруг этой истории получился сильный. Не остался в стороне и губернатор. Вчера он высказался на эту тему.
— Нужно сохранить эту точку притяжения, — заявил глава Ярославской области Дмитрий Миронов. — Это моя позиция. Дал все соответствующие поручения, держу ситуацию под контролем, на связи с жителями и общественниками.
Шанс спасти квартал есть. Но и, несмотря на все заявления высокопоставленных лиц, есть вероятность, что его все же уничтожат.
— Собственнику посоветовал бы проявить сдержанность в действиях и принимать решения, руководствуясь не только видимой экономической целесообразностью, — обратился к предпринимательнице депутат муниципалитета Ярославля Михаил Писарец.
Мы решили поинтересоваться у собственницы здания, какие у нее дальнейшие планы и не считает ли она себя в этой истории пострадавшей. Ведь она выкупала обычный дом с конкретными планами на него, а теперь всё изменилось. Но найти ее нам пока не удалось. Поговаривают, что ее сейчас нет в России. А по номеру телефона, который указан на объекте как контакты фирмы-подрядчика, нам ответила женщина.
— Там у вас в Ярославле какое-то объявление с ошибкой напечатали и указали почему-то мой номер, — сказала она. — Я не делаю в Ярославле никаких капремонтов домов.
Напомним, история вокруг этого дома началась в начале июня, когда тревогу подняли общественники и градозащитники, увидев табличку о капитальном ремонте. Вместо ремонта здание начали разбирать. Дом № 14а в 2019 году полностью выкупила индивидуальная предпринимательница Людмила Кукушкина. Ансамбль из девяти двух- и трехэтажных домов, построенных в 1948–1950 годах, официально не является объектом культурного наследия. Однако по существующему законодательству дома, построенные до 1957 года, относятся к историческим. Прежде чем что-либо делать с ними, необходимо согласовать это с Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области. Кроме того, дом находится в буферной зоне ЮНЕСКО, где разрешено строить жилые дома высотой до 5–7 этажей.