В Ярославле появился новый вид транспорта — электробусы. С 1 февраля они начали возить пассажиров по маршруту № 50 от остановки «Крестобогородская» на Московском проспекте до 15-го микрорайона в Дзержинском районе. Мы в качестве пассажиров протестировали транспорт. Рассказываем о впечатлениях.
«Красота!»
Тест-драйв электробусов мы провели на отрезке от остановки у ТЦ «Альтаир» до площади Карла Маркса. Внешне электробусы похожи на желтые «Яавтобусы», но в их оформление добавили еще красноватые оттенки, поэтому этот транспорт можно еще издалека отличить от автобусов. В первый день работы электробусы выглядели празднично — они были самые чистые на дороге, все водители в белых рубашках и даже галстуках, в салоне тоже полный порядок.
— Красота! — констатировала пожилая женщина, которая вышла из электробуса у «Альтаира». Было понятно, что она имеет в виду свою поездку в новом транспорте.
Те, кто только зашел в салон, с любопытством оглядывались, прикладывали карты к валидаторам на поручнях и усаживались на места. Несмотря на то что перевозчиком на электробусах стало ярославское предприятие «Яргорэлектротранс», которое отвечает в городе за другой электротранспорт — трамваи и троллейбусы, проездные здесь действуют автобусные (в правительстве пояснили, что электробус — это все-таки больше автобус, чем что-то другое). Принимаются льготные карты. Наличкой можно оплатить проезд водителю. Цена поездки — 32 рубля.
Первое отличие «Яэлектробусов» от «Яавтобусов», которое бросается в глаза, — ровный пол, отсутствие лестниц в салоне.
— Двигателя сзади нет — удобно и старикам, и мамам с колясками. Просторно, сразу садишься, не надо никуда залезать, Я даже не смотрел, какой маршрут, просто прыгнул, и всё. Думаю, надо попробовать. Понравилось! — поделился впечатлениями от поездки ярославец Александр Епифанцев.
В том, что ждала на остановке именно электробус, призналась и еще одна пассажирка — брагинская пенсионерка Галина Чивиль:
— Я специально узнала расписание электробусов, чтобы именно на нем сегодня поехать на тренировку по скандинавской ходьбе. Мне метро напоминает. Там тоже такой гул, когда они начинают движение и заканчивают.
Еще одно преимущество электробусов — плавный разгон и торможение, которые обеспечивает электродвигатель. Те, кто ездил в «Яавтобусах», поймут, о чём мы.
Стоит отметить, что машины низкопольные, адаптированы для маломобильных граждан. Вместимость — 85 человек, посадочных мест — 30. На поручнях есть USB-разъемы.
Водителей проверяют во время поездки
Немного порасспрашивали водителя. Он сказал, что раньше работал на ПАЗах.
— Пока всё нормально, — улыбнулся шофер.
Неожиданно оказалось, что тестируем электробус не только мы с простыми ярославцами. В салон зашел профессионал — Игорь Жданов, заместитель начальника по безопасности дорожного движения «Яргорэлектртранса». К полудню он уже проехался на шести разных электробусах.
— Проверяем качество вождения, как подъезжают к остановкам. Смотрим, как относятся пассажиры. Пока всё отлично. Все водители — молодцы, — констатировал он.
Сейчас штат водителей электробусов почти укомплектован. Осталось несколько вакантных мест. Кто-то из водителей раньше работал на автобусах в других предприятиях, кого-то на «Яргорэлектротрансе» обучили с нуля.
В настоящее время на маршруте № 50 работают 17 электробусов из 38, которые должен получить Ярославль.
— Пока еще не все электробусы прибыли. Остальные по мере их поступления будут распределяться на другие маршруты, — пояснил директор «Яргорэлектротранса» Денис Пырлог.
Электробусы базируются в троллейбусном депо на улице Гагарина. Там же они и заряжаются. Заряда хватает на один-два круга по маршруту. Подзарядка занимает от 15 до 25 минут. В скором времени зарядные станции установят на конечных остановках.
Напомним, Ярославль получил 38 электробусов по федеральной программе «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Поставщиком стала компания «Современные транспортные технологии» из Нижнего Новгорода. Стоимость контракта — 1 миллиард 551 миллион рублей.
Изначально власти региона планировали выпустить электробусы на маршрут с 25 декабря 2023 года. Но сроки пришлось сдвинуть. В правительстве пояснили, что это связано с необходимостью доукомплектовать транспорт. Кроме того, не нашелся перевозчик для эксплуатации электробусов. На две закупки, которые объявили власти в конце 2023 года (на перевозку пассажиров в последнюю неделю декабря 2023 года и в январе — мае 2024 года), желающих не нашлось.
4 января электробусы выпустили в тестовую поездку. Правда, из-за аномальных морозов у 17 из 38 машин потрескались стекла. В «Яргорэлектротрансе» объяснили это заводским браком, который изготовитель обязался исправить по гарантии.
Сейчас по результатам аукциона на сайте госзакупок перевозчиком на электробусах стало ярославское предприятие «Яргорэлектротранс», которое обслуживает трамваи и троллейбусы. Контракт с ним заключили пока на месяц — с 1 по 27 февраля. За работу в этот период организации заплатят 9,6 миллиона рублей. Параллельно идет процедура выбора подрядчика на перевозки в следующем периоде — с 27 февраля по 30 апреля 2024 года. Цена контракта составит уже 22,5 миллиона рублей. 30 января закончился приём заявок от потенциальных перевозчиков.
Мы публиковали маршрут и расписание работы электробусов.