Легкое дыхание:
как обычная ярославская больница стала местом дружбы и тепла
В этом году детское отделение Ярославской областной туберкулезной больницы, расположенное в Дзержинском районе на улице Бабича, празднует свое 15-летие. Ровно столько лет назад оно было выделено в отдельное подразделение со стационаром и поликлиникой. С виду обычная больница, где обследуются и пребывают дети с разной формой туберкулеза, но с порога становится понятно — врачи здесь не просто работают, но живут одной идеей. Для докторов, медсестер, санитарок и руководителей — это второй дом.
И что для этого сделали врачи и медсестры
Здание больницы было построено в 1983 году — это бывший санаторий-профилакторий одного ярославского завода. Когда его передавали в собственность медучреждения, сделали небольшой косметический ремонт, и всё. Сегодня это современная трехэтажная больница c комфортными палатами, удобной столовой, игровыми.
— Игровой зал на втором этаже мы отремонтировали в этом году — нашли дизайнера по интерьерам и разделили комнату на четыре зоны: в одной с детьми занимается арт-педагог, в другой играют малыши. У окна зона для релакса — здесь психолог общается с ребятами и родителями. Родителям иногда сложно смириться с болезнью, мы стараемся поддерживать их и разговаривать на сложные темы, — делится директор Ярославской областной туберкулезной больницы Анна Сергеевна. — А еще есть зона для конференций. Как закончится пандемия, пригласим к нам сотрудника ГИБДД, чтобы рассказал малышам о Правилах дорожного движения, и экскурсовода, который принесет с собой истории нашего края.
В этом просторном светлом помещении часто звучит смех. Медики рассказывают, что увести детей из игровой на процедуры сложно — они очень любят это место. Для некоторых маленьких пациентов это единственная возможность поиграть в хорошие игрушки…
Вторая детская комната находится в поликлинике. Там малыши, которые ждут приема специалистов, могут рисовать, играть и смотреть мультики. А еще есть отдельная зона для кормящих мам.
И это далеко не все удобства, которые созданы для пациентов заботливыми руками директора и персонала больницы. Например, дозвониться до регистратуры можно меньше чем за минуту. Скоро сотрудники начнут работать с гарнитурами — одновременно обслуживать людей и отвечать на звонки.
Но не только играми и развлечениями заняты дети. В больнице строгий распорядок дня — обследования, процедуры и уроки.
— В каждой школе программы разные, и каждый ребенок приходит со своим учебником и своей темой. И вот у меня есть 30 минут, чтобы каждому объяснить урок и порешать задания, — рассказывает учитель математики Татьяна Николаевна.
Татьяна Николаевна стоит у доски и пишет сразу два примера: один с десятичными дробями, другой — с обыкновенными.
В классе два ученика.
— В конце четверти каждый ребенок получает табель с оценками, и его отправляют в школу пациента, — рассказывает учитель.
Раз в год дети сдают в больнице ОГЭ и ЕГЭ. Процедура проведения экзаменов ничем не отличается от школьной, только учеников меньше.
— Была у нас одна девочка. Она поступила к нам в больницу, когда училась в 10-м классе. Потом какое-то время лечилась в Москве, затем снова к нам вернулась, и знаний у нее почти не было. Однако было большое желание поступить в колледж. Мы с учителями пошли навстречу хорошим идеям и занимались с ней индивидуально, как репетиторы. Через полгода она хорошо сдала экзамены и поступила, куда хотела, — улыбается Татьяна Николаевна. — Летом мы случайно с этой девушкой встретились, она уже заканчивает колледж и очень рада, что тогда приняла такое решение. В больнице дети получают качественное образование на уровне лучших городских школ, восполняют пробелы в знаниях и поступают в хорошие вузы.
Пока школьники находятся на занятиях, всё внимание медсестер и санитарок принадлежит крошечным пациентам. Часто они лежат здесь без родителей, но не чувствуют себя брошенными.
— Мамы для них — это мы, — улыбается постовая медсестра Татьяна Шаркунова.
Татьяна отмечает, что в больнице созданы все условия для малышей — отдельные палаты, мягкий свет, пеленки, присыпки, мази, ванночки, бутылочки с хорошими смесями. Медперсонал помогает малышам сделать первые шаги, учит держать ложку и ходить на горшок.
— Был у нас несколько лет назад мальчик, Коля, в больнице он с рождения. Мы все для него мамами были… Утром выходил к нам с улыбкой всегда, обнимался. Коля заговорил быстрее детей, которые тут со своими мамочками лежали. Потом попал в детский дом, а затем его усыновила семья из Франции, — вспоминает медсестра. — Эти дети, как цветы, у нас расцветают. К сожалению, некоторые только здесь видят любовь, ласку и заботу.
Но не все ребята готовы отвечать медикам любовью. Нередко в туберкулезную больницу попадают подростки из «Медвежонка» — социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Первый месяц адаптации, по словам доктора, самый сложный. Все хотят проявить лидерские качества, и иногда не с помощью ума, но кулаками.
— Здесь у нас дети из разных семей. Некоторые с глубокой социальной и педагогической запущенностью, без авторитетов. У них ярко выраженный портрет туберкулезного больного, как писали Чехов и Булгаков. Туберкулезная палочка за счет своих токсинов влияет на центральную нервную систему и определяет поведение человека — это желчные, грустные, вечно недовольные люди, у которых болезнь еще и совпадает с половым созреванием. Здесь нужно быть терпеливым и использовать отцовские методы воспитания, — отмечает заведующий детским легочно-туберкулезным отделением больницы Александр Астафьев.
— Мы всем коллективом работаем над этим, беседуем, заботимся. Откровенно плохих детей нет, за маской вызывающего поведения скрывается обычный ребенок, который никогда не откажется помочь, — отмечает Александр. — А когда до выписки остается неделя, дети начинают симулировать плохое самочувствие — не хотят уходить. Потом приходят под балкон ко мне, добавляют медсестер в соцсетях. Вы не представляете, какая здесь крепкая дружба.
Еще один повод для личной гордости медперсонала — праздники детского отделения. Здесь отмечаются не только календарные даты, но и дни рождения каждого пациента.
— Наша директор — великая организаторша и устроительница торжеств, — смеется медсестра Татьяна. — Детям же обычно скучно, а мы постоянно что-то придумываем, и все включаются, хотят участвовать в процессе. Мы каждого ребенка спрашиваем, что бы он хотел получить в подарок. Для этого есть спонсорская поддержка.
А еще каждый вечер медсестры собираются с ребятами, чтобы поговорить о жизни, доброте, сердечности и отзывчивости. Перед сном малышам читают книжки и не уходят из палаты, пока они не заснут.
— Когда мы после выписки встречаемся с ребятами на улице, всегда обнимаемся, спрашиваем о делах и со слезами на глазах расстаемся, — рассказывает Татьяна.
Как правило, дети находятся в больнице долго — в среднем от полугода до полутора лет. Статистика выздоровлений в легочном отделении всегда приближена к ста процентам, потому что по всем канонам педиатрии врачи не имеют права выпустить ребенка недолеченным.
Александр отмечает, что в этом году в больнице появилась своя лаборатория, в которой делают анализ T-SPOT. Это помогает точно определить диагноз и решить спорные моменты.
— Если пациент без хорошей динамики, мы связываемся с центральными институтами в Москве и Санкт-Петербурге и по мере возможности отправляем его на долечивание, — рассказывает главврач Александр Астафьев. — Ребенок возвращается или после операции, или с новой схемой лечения.
Кроме этого, в поликлинике есть всё необходимое для диагностики детей — рентген, КТ-аппарат, бронхоскопия, ФГДС и УЗИ-аппарат, и приходят узкие специалисты — лор, ортопед, окулист, терапевт.
Всё это было бы только планами и мечтами без Анны Сергеевны. Ее подопечные отмечают, что Анна Сергеевна — руководитель требовательный, но справедливый, и никогда ни в чем не отказывает ни пациентам, ни медицинскому персоналу.
— Она рассматривает все наши предложения, а потом, преодолевая преграды, делает всё, чтобы больница стала лучше, функциональнее, комфортнее, — делятся коллеги.
Коллектив, работающий, как единый организм, не меняется уже много лет. Только во время пандемии один доктор-доброволец перешел в ковид-госпиталь, а два врача помогали в вирусологической лаборатории Роспотребнадзора. Но это было временно, из-за резкой нехватки кадров.
— Столько всего придумали на ближайшее время, столько планов, — делится Анна. — Хотим сделать спортзал, обновить мебель в столовой и поставить уголок для кислородного коктейля.
Коллеги поддерживают руководителя.
— Мы здесь прекрасно живем, — говорит медсестра Татьяна. — У нас хорошая здоровая семейственность, и всё делается общими усилиями.
Профилактика туберкулеза
Профилактические туберкулезные меры несложные — раз в год проходить флюорографию, а детям — делать пробу Манту или диаскинтест. А еще важно следить за своими пожилыми родственниками, ведь они уже не проходят профосмотры и реже обследуются.
— Туберкулез — это социально значимая инфекция, и она всегда следует за катаклизмами. Сейчас в России отмечается ухудшение эпидобстановки, и люди, которые переболели коронавирусом, в группе риска, — отмечает директор туберкулезной больницы.
Анна Сергеевна подчеркивает, что в медучреждении есть всё необходимое, чтобы справиться с болезнью и продолжить жить.
© Новости компаний
Текст: Екатерина Закружная
Фото: Александра Савельева
Дата: 02.11.2020
Просмотров: 7 068