12 декабря четверг
СЕЙЧАС -5°С

Кладбища с историей: почему ставят памятники без даты смерти и кто лежит в столетних склепах

Гуляем по ярославскому некрополю вместе с историком

Поделиться

На кладбище можно встретить самые ранние захоронения — рубежа XVIII–XIX веков

На кладбище можно встретить самые ранние захоронения — рубежа XVIII–XIX веков

Леонтьевское кладбище известно многим тем, что там похоронены погибшие игроки хоккейного клуба «Локомотив». Но там ещё много могил, о которых мало кто знает, но которые представляют исторический интерес. Мы заводим рубрику «Кладбища с историей», в которой вместе с историком Ниной Обнорской будем рассказывать об интересных фактах ярославских некрополей. И начнём мы с самого известного в Ярославле — с Леонтьевского.

Кладбище появилось в конце XVIII века и работало до 1960-х годов. Изначально здесь хоронили абсолютно всех. За его территорией, ближе к железной дороге, хоронили больных холерой. Там было так называемое Холерное кладбище.

Сейчас на том месте проходит улица Павлика Морозова

Сейчас на том месте проходит улица Павлика Морозова

Заросшее и неухоженное кладбище вновь открыли в начале 90-х годов. С этого времени власти разрешили ярославцам снова подхоранивать умерших родственников. В это же время оно стало элитным, так как оказалось в центре Ярославля.

— Конкретно сносились памятники, и не просто безымянные могилы, за которыми никто не ухаживал, а с очень добротными, красивыми, мраморными памятниками, на которых были написаны известные имена из нашей истории, — говорит историк Нина Обнорская.

На кладбище можно водить экскурсионные группы

На кладбище можно водить экскурсионные группы

По словам Обнорской, каждый год могилы, за которыми никто не следит, ликвидируют, чтобы на их месте выкопать новые. Ярославцы даже жаловались, что неизвестные вандалы громили могилы их близких.

Гуляя по кладбищу, часто натыкаешься на старинные камни. Это то, что осталось от дореволюционных памятников.

Памятники либо пропадают, либо оказываются где-нибудь на обочине

Памятники либо пропадают, либо оказываются где-нибудь на обочине

В окружении современных надгробий еле заметен старенький памятник погибшим в мятеже 1918 года. Памятник скромный, сколько под ним лежит людей — никто не знает.

На табличке написано: «Вечная слава борцам, павшим во время подавления белогвардейского мятежа в Ярославле»

На табличке написано: «Вечная слава борцам, павшим во время подавления белогвардейского мятежа в Ярославле»

В глаза нам бросился памятник без даты смерти. Со стороны это выглядит жутко и странно.

— В православной культуре это было более-менее нормально, — рассказывает Нина Обнорская. — Люди покупали себе одежду, в которой их будут хоронить. В деревнях и гробы заготавливали. Если хочется застолбить место, то можно выкупить памятник с пропуском даты смерти. Это забота о своем будущем месте захоронения.

Приходить на кладбище, словно к себе на могилу

Приходить на кладбище, словно к себе на могилу

Идём дальше. За гражданским кладбищем виднеется военное. Во время Великой Отечественной войны в Ярославле на станции Всполье разгружали эшелоны с блокадниками. Конечно, не все из них выживали. Кто-то умирал по дороге, и их хоронили на этом месте.

Это братская могила

Это братская могила

На другом конце кладбища уже после войны хоронили немецких и венгерских военнопленных. Их тела были погребены на том месте, где сейчас проходит улица Чехова. Напоминанием о венгерских военнопленных служит серый памятник в виде ромба.

Памятник повёрнут боком к улице Чехова

Памятник повёрнут боком к улице Чехова

На старинном Леонтьевском кладбище можно встретить могилы известных купцов и меценатов. Например, Лопатиных. Они торговали тканями, а в середине XIX века относились к общероссийской купеческой элите. Лопатины с несколькими другими крупными купцами контролировали весь текстильный рынок страны и имели своё предприятие в Иванове.

Даже по памятникам видно, что здесь похоронены состоятельные люди

Даже по памятникам видно, что здесь похоронены состоятельные люди

Семейство Друженковых занималось благотворительностью

Семейство Друженковых занималось благотворительностью

Ярославские купцы Пастуховы с середины XIX века были богатейшими купцами Ярославля и одними из самых известных ярославских купцов в стране. Первоначально семейный склеп стоял на окраине кладбища. Со временем оно разрослось, и сейчас могилы семьи Пастуховых окружают современные надгробия.

Восстановила захоронения и ухаживает за ними Академия имени Пастухова. Потомки купцов сейчас живут за границей

Восстановила захоронения и ухаживает за ними Академия имени Пастухова. Потомки купцов сейчас живут за границей

— Элитность этого кладбища приводит к тому, что мы теряем его историческую составляющую. Печально, но факт. В начале 1990-х здесь было старинных памятников раза в два больше. Они либо вообще не сохранились, либо сохранились, но не полностью, либо из-за плохой сохранности были поменяны на современные, но всё равно исторический облик потеряли.

Гуляя по некрополю, мы заметили, что врачей активно отмечают на памятниках. Либо подписью, либо чашей со змеёй. Как, например, на этом памятнике. Здесь похоронен талантливый советский гинеколог Семён Шах-Пароньянц, которого знали не только в Ярославле.

Его называли «Бабий бог». Рядом с ним похоронены сын и мама<i class="_"><br></i>

Его называли «Бабий бог». Рядом с ним похоронены сын и мама

А об этом враче все забыли

А об этом враче все забыли

Но не только врачей отмечают на надгробиях. На кладбище мы нашли памятники водителю автобуса, музейщику и спасателю.

Видимо, Юрий Владимирович был отличным водителем&nbsp;

Видимо, Юрий Владимирович был отличным водителем 

На памятнике изображён Ярославский музей-заповедник

На памятнике изображён Ярославский музей-заповедник

Родные поставили Сергею Прокофьеву памятник с цветным изображением

Родные поставили Сергею Прокофьеву памятник с цветным изображением

Трудно поверить, но с некоторых могил забирали дореволюционные памятники, сбивали с них надпись, наносили новую и ставили на могилу другого человека. Как, например, здесь.

Теперь это памятник на могиле подполковника Михаила Снеткова

Теперь это памятник на могиле подполковника Михаила Снеткова

— На Руси до XV века вообще никак не обозначали захоронения памятниками. Люди верили, что в 7000 году от сотворения мира (по нашему летоисчислению это 1492 год) случится конец света, и мертвые восстанут. Но, когда это ожидаемое событие не произошло, отношение к мемориализации памяти об умерших стало меняться. Постепенно на могилах начали ставить кресты и класть белокаменные плиты с надписями и эпитафиями. В XVIII веке под влиянием Запада стали появляться скульптурные памятники. В основном их можно было встретить на столичных кладбищах, на могилах у богатых персон, — рассказала Нина Обнорская.

Борис Бобылев преподавал в технологическом институте

Борис Бобылев преподавал в технологическом институте

Делать скульптуры на могилах очень затратно, зато красиво

Делать скульптуры на могилах очень затратно, зато красиво

Родственники не скупились на память

Родственники не скупились на память

Получился уголок уединения

Получился уголок уединения

Самый большой памятник, который нам удалось встретить. Он посвящён маме с детьми, которые трагически погибли в автокатастрофе

Самый большой памятник, который нам удалось встретить. Он посвящён маме с детьми, которые трагически погибли в автокатастрофе

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
15 июн 2019 в 16:13

Нет Кремля и никогда не было!!!

гыгы
15 июн 2019 в 14:58

в Ярославле нет кремля, не знаешь историю родного города, стыдоба

Тамара
16 июн 2019 в 23:38

Не только заброшенные плиты и памятники воровали. Воруют и уничтожают и сейчас. Удивляют люди, которые платят деньги мафии, чтобы похоронить в чужие фамильные участки близких. Для чего это так необходимо? Неужели нельзя похоронить в другом месте? Осознают ли они , что для захоронения выкинули чужую могильную плиту и уничтожили чужую ограду? У кладбищенской мафии понятно есть только жажда наживы любым путем. Им плевать на историю города, семьи и т.п. Но люди, которые ей платят за захоронение, чтобы уничтожить чужую фамильную историю, которой более 150 лет?? Что они думают и чувствуют? Они хоронят своего близкого, уничтожая памятники чужих прабабушек, которые погибли в молодости, и их деток. На этих плитах слова любви, истории жизни и смерти. Они хоронят в чужих костях, уничтожая память о корнях других людей.