14 июля вторник
СЕЙЧАС +20°С

Банки «обирают» клиентов комиссионно

Поделиться

В прошлом году банковские комиссии стоили россиянам 745 с лишним миллиардов рублей. Они выросли за год на 16,4 процента. И это несмотря на то, что само взимание комиссий с физических лиц признано незаконным. С другой стороны, усилилась тенденция, когда клиенты успешно отсуживают у банков незаконные платежи, в том числе комиссии. Но выгодно ли это?

745,5 млрд рублей составили комиссионные доходы банков в прошлом году. Такие цифры приводит Банк России. По различным оценкам экспертов, от 40 до 60 процентов этой суммы приходится на комиссии, полученные с физических лиц. Никакие запреты ЦБ на банки не действуют. Кроме обыкновенной жажды наживы, финансовыми учреждениями руководит и то, что комиссии – самый надежный и безрисковый способ получения дохода. Клиентам-то все равно деваться некуда.

«Мне нужна была шенгенская виза для экскурсионной поездки, а для ее получения требуется выписка с банковского счета о сумме вклада, – рассказывает ярославна Ирина К. – Когда в первом банке мне сказали, что эта бумажка стоит 300 рублей, я возмутилась и пошла в другой банк. Там минутную операцию распечатки выписки мне выполнили за сто рублей. Осталось только порадоваться, что я сэкономила».

Та же Ирина рассказала, что деньги она внесла в кассу, но в выданном ей расходном ордере значилось, что сто рублей – это операция по счету. А когда она попросила вписать реальную комиссию за выписку, менеджер вежливо пояснила, что такой услуги в ее компьютерной программе не значится. Еще бы, ведь комиссии под запретом.

Этот запрет финансисты обходят, как могут. Приведенный способ только один из многих. Самым распространенным является СМС-информирование об операциях по карте. Зачастую к нему «прикрепляют» мобильный банк, рассылку ежемесячного отчета на бумажном носителе и еще много чего, о чем клиент не просил. Все это продается единым пакетом и просто автоматически снимается с карты. Если клиент настаивает, услугу банк отключит, но не сразу, уже уплаченные деньги не вернет. Да большинство клиентов и не знает, за что платит, эти услуги можно отследить, только если потребовать выписку движения средств по счету карты, но и там они зашифрованы так, что не всякий специалист разберется.

Еще один способ обирания граждан – навязывание сопутствующих весьма недешевых услуг. Например, при получении ипотечного кредита нужно обязательно заплатить за хранение денег в ячейке. В среднем в Ярославле это стоит от трех тысяч в час, причем даже если деньги пролежали там 15 минут, а могли бы и вовсе не лежать, – оплачивать приходится не меньше трех часов. Еще одно типичное нарушение – навязывание страховки при получении потребительского кредита. Как правило, менеджер доверительно сообщает, что без нее кредит не дадут. И заемщик соглашается, в результате переплачивая аффилированной с банком структуре несколько тысяч рублей.

Правда, клиенты банков научились отстаивать свои права. Все чаще они выигрывают суды у крупных финансовых учреждений. В Ярославле появились агентства, специализирующиеся на подобных делах. Одни – это просто мошенники. Как правило, они работают за процент. Другие – предлагают вернуть все незаконно удержанные комиссии бесплатно. И действительно возвращают. В сотрудничестве с квалифицированным юристом это сделать не так уж и сложно. В большинстве случаев суды встают на сторону физических лиц. В случае выигрыша незаконно удержанные комиссии возвращаются клиенту банка, а моральный ущерб, упущенную выгоду, то есть все, что удалось выиграть сверху, организации берут себе. Разумеется, берутся они только за те дела, где это сверху есть.

«Самый простой путь вернуть незаконно полученные банком деньги – это обратиться с жалобой в те государственные организации, которые обязаны защищать права потребителей, – считает адвокат Ирина Борисова. – Если услуга навязана, то это нарушение закона о конкуренции. УФАС оперативно пресекает такие нарушения. Также от вашего имени может судиться и вполне успешно судится Роспотребнадзор, а также различные общества по охране прав потребителей и так далее».

Но всегда ли выгодно возвращать комиссии?

«Я несколько раз обращался в банк с заявлением, в котором просил вернуть комиссию за ведение ссудного счета, которую с меня брали несколько лет, пока я выплачивал кредит, – рассказывает ярославец Николай Н. – Затем я обратился в суд и этот суд выиграл. Но после этого в других банках мне перестали давать кредиты. Оказалось, что факт суда был занесен в мою кредитную историю, и я оказался "плохим заемщиком"».

К сожалению, такие случаи не редкость. Одним словом, жажда наживы и дыры в законодательстве пока позволяют банкам обирать граждан. Но есть надежда, что ситуация начнет меняться; Центробанк обещает принять более жесткие меры к нарушителям.

Услуга СМС-информирования считается законной только в том случае, если она прописана в договоре, который клиент заключил с банком. Кроме того, клиент должен быть ознакомлен с тарифами, а об их изменении банк должен его информировать.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!