Почему, несмотря на все усилия, энергосбережение и энергоэффективность до сих пор не популярны среди населения? Часть специалистов заявила, что низкая популярность этого направления связана со слабой пропагандой. Впрочем, другие не согласны и видят причины в отсутствии согласованной государственной политики.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности всех предприятий и организаций Ярославской области, а также жилого фонда, вот уже несколько лет являются одними из приоритетных задач в работе как региональных, так и муниципальных органов власти. В области приняты закон и несколько целевых программ по энергоэффективности. Все это задумано ради одной цели – воспитания у населения положительного отношения к экономии природных ресурсов. Но пока до идеала далеко – лучше всего соответствующие программы реализуются в Тутаевском районе. Ярославская область, как и большинство регионов ЦФО, является энергодефицитной. В первую очередь на показатели влияют сумасшедшие потери в тепловых сетях, утечки энергии из-за дряхлости котельных и тому подобные коммунальные беды. Однако и старые бытовые приборы, которые использует население, тоже откусывают немалый кусок энергетического пирога.
В ходе III Ярославского энергетического форума заведующая кафедрой «Деловые коммуникации в энергетике» корпоративного энергетического университета Ирина Есипова заявила, что у населения отсутствует мотивация к энергоэффективному поведению и главное – пониманию, как и зачем это делать. По ее словам, эта тема была на подъеме в 2009-2010 годах, когда Владимир Путин отмечал, что Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, в новых технологиях преобразования энергии, в поиске современных форм ресурсо- и недропользования. Тогда шел процесс принятия и обсуждения Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности», исполнение которого, как отметила Ирина Есипова, сейчас идет очень тяжело. До сих пор кажется маловероятным, что к 2020 году энергоемкость экономики будет снижена на 40 процентов, как было запланировано. Промышленный сектор, а в нем сосредоточена преобладающая часть энергопотерь (основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии), характеризуется недостаточной эффективностью.
«Проблема пропаганды энергоэффективности – в отсутствии согласованной государственной политики, в разрозненности усилий людей, которые работают в этой сфере, – заметил президент коммуникационной группы Insiders Андрей Лапшов. – Не хватает единого интегратора информационных и образовательных проектов по данной теме, поэтому сейчас ведутся консультации с Министерством энергетики России в связи с инициативой о создании Национального центра пропаганды энергоэффективности».
Специалисты уверены, что необходимо создать единую государственную концепцию пропаганды и определить каналы донесения информации до всех категорий населения.
«Успешная реализация мероприятий по энергосбережению невозможна без мотивации людей, – сказал первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Лукашов. – Это значит, что мы должны обеспечить их информацией, убедить в том, что энергосбережение – это правильно, нужно, перспективно и научить тому, как надо работать в этой сфере». В рамках единой концепции он предложил создать в каждом субъекте РФ региональные и муниципальные центры, где бы население обучалось энергосбережению по определенным программам. Между тем, согласно данным всероссийского опроса, уровень интереса к энергоэффективным технологиям зависит от уровня образования и максимален среди наиболее образованных людей, ежедневно пользующихся интернетом (по 87 процентов). Сравнительно ниже интерес среди участников опроса старше 60 лет (ниже среднего на 10 процентов). Готовность к применению энергоэффективных технологий в своем доме можно оценить как высокую – треть опрошенных дали ответ «точно да» (35 процентов), почти половина (47 процентов) – «скорее, да». Наиболее распространенными энергосберегающими технологиями для опрошенных являются энергосберегающие лампы (66 процентов), пластиковые окна, двери (51 процентов), а также счетчики воды (48 процентов). Лишь 11 процентов опрошенных указали, что не применяют ни одного из этих способов энергосбережения.
Впрочем, не пропагандой единой. «Проблема энергосбережения и энергоэффективности не ограничивается лишь этим вопросом, – уверен президент НП «Энергетика Будущего» Александр Ужанов. – Очень важно использование европейской практики экономического материального стимулирования: погашение кредитов и снижение подоходных налогов как поощрение за установку энергосберегающего оборудования».
По мнению ярославских застройщиков, которые пропагандируют инновационные технологии, на то, чтобы они начали массово применяться, люди должны воочию убедиться в качестве новейших разработок. На это уйдет около 1,5 лет.