Город Здоровье

Не стучите, колёса! Как Ярославлю вернуть к жизни разваливающиеся трамваи

И зачем это надо.

Трамвайному парку Ярославля необходимо обновление

– У нас в квартирах посуда по столу ходит, когда трамвай проезжает, – вздыхает жительница дома в Кучерском переулке Ольга Назарова. – Мы со временем, конечно, уже привыкли к этому, но все это жутко неудобно.

Едет медленно и грохочет – так выглядит сегодня ярославский трамвай. Многие считают даже, что от этого вида транспорта нужно полностью избавляться.

– После того, как убрали ветку трамвая до Красного Перекопа, мы вздохнули с облегчением, – говорит Василий Скворцов, он живёт на Большой Фёдоровской. – Во-первых, удобнее стало автомобилистам, а во-вторых, ездить домой на автобусах, которые не ограничены рельсами, намного удобнее и быстрее. Да и дорога лучше сохраняется

Как мамонт

Но трамвай – это особый вид транспорта: на нём не попадёшь в пробки, он не пыхтит выхлопными газами. И вообще – исторический вид транспорта. Правда, исторический настолько, что уже вымирает.

– С задачей мы справляемся еле-еле. Износ вагонов очень высок – порядка 80%, – уточнил директор «Яргорэлектротранса» Ильхам Худиев. – Трамваи часто ломаются, их все труднее и труднее обслуживать. Сейчас наступила такая пора, что мы затрачиваем на ремонт и содержание большие ресурсы. Увы, есть и такие вещи, которые ремонту уже не подлежат.

Ежедневно на городские маршруты выходит 43 состава.

Есть проблемы в трамвайном хозяйстве и посерьезнее, чем внешний вид вагонов и грохот металлических колес.

– Трамвайному путепроводу через железную дорогу около Моторного завода в этом году будет уже 35 лет, – рассказал бывший руководитель «Яргорэлектротранса» Сергей Балабаев. – В прошлом году закончился срок его эксплуатации. За всё время с момента постройки здесь ни разу не делали капитальный ремонт. В 2012 году его детально обследовали. Выяснилось, что у сооружения разрушаются деформационные швы с полной потерей их водоизолирующих свойств, разрушением защитного слоя бетона и коррозией арматуры опорных частей. При этом мост был признан пригодным для эксплуатации, правда, скорость движения трамваев по нему была ограничена до 20 км/ч. Безусловно, это не та мера, которая должна быть предпринята мэрией. Капитальный ремонт необходимо провести в ближайшие годы.

Есть вопросы и к путепроводу у Лакокраски. Там, по словам Балабаева, также срочно необходимо провести комплексное обследование и сделать капремонт.

Чтобы закупить новые вагоны, отремонтировать путепроводы и устранить дефекты на трамвайных путях, нужны, естественно, огромные деньги. Но у мэрии их нет, и взять пока негде.

В 2007 году часть подвижного состава обновили, купив новые вагоны

Не спешите его хоронить

Тем не менее хоронить ярославский трамвай пока рано.

– У «Яргорэлектротранса» потенциал неплохой, – уверен бывший руководитель управления городского пассажирского транспорта мэрии Ярославля Андрей Косарев. – Есть у трамвайной инфраструктуры и перспективы развития. Особенно развитие трамвая необходимо Дзержинскому району.

В Брагино сейчас идет активное строительство: микрорайоны «Яблоневый посад», «Норские резиденции», «Новые друзья», Ченцы и 12-й. Эксперты считают, что развитие трамвая в районе и обязательное продление веток от остановок «Улица Блюхера» и «Больница №9» необходимо уже сейчас. А в ближайшем будущем и вовсе лишь трамвай сможет спасти Ленинградский проспект и Тутаевское шоссе, на которые свалилась огромная транспортная нагрузка. Кроме того, необходимо и перестраивать автомобильную сеть, чтобы машины не ездили через рельсы и трамваи могли быть еще и быстрым транспортом. Но это пока – сказка про будущее.

Напомним, реанимировать трамваи в Ярославле городские власти за последние десять лет пытались много раз. Точнее, рассказывали о своих планах. Были и идеи прокладки монорельсовой линии, и запуска трамвая на резиновом ходу, и даже создания скоростной линии, связывающей железнодорожный вокзал с аэропортом Туношна.

У ярославского трамвая богатая история

Есть мнение

Трамвай как предмет зависти

Марк Нуждин, историк:

– Для Ярославля трамвай – это столичный статус. Не забывайте, что нас окружают города, которые так и не смогли позволить себе построить городскую железную дорогу. Трамвай в Вологде проектировался, но троекратный заход на тему ничего не дал, в Костроме работы даже не начинались, никогда не было трамвая во Владимире, что уж говорить о не имеющем областного статуса Рыбинске. В 2008-м трамвая не стало в Иванове, в Твери от былой роскоши остался лишь один маршрут. На этом блёклом фоне ярославский трамвай даже в нынешней роли изгнанника и старика-приживала у ПАЗиков и «газелей» служит своеобразным туристическим аттракционом и, более того, предметом зависти.

Трамвай – признак большого и богатого города; это помнят старожилы, это ощущают побывавшие в Европе молодые люди. Беда трамвая в том, что он, с одной стороны – устарелый, с другой – слишком современный, никакой частью не принадлежит именно нашему времени. Времени, когда вместительный и быстрый общественный транспорт не нужен ни городским властям, увлечённо вешающим ГЛОНАССы на 20-местные микроавтобусы, ни горожанам, взявшим в кредит очередного малолитражного корейца. Тем не менее будущее наступит. И тогда, возродив свой трамвай на новой технической и финансовой основе, ярославцы вернут себе этот повод для гордости и атрибут устремлённого в будущее мегаполиса.

Справка 76.ru

Ярославский трамвай принадлежит к одной из старейших трамвайных систем в России. В конце XIX века рельсовая дорога связала железнодорожный вокзал и пристани на Волге. Сейчас предприятие «Яргорэлектротранс» использует 46 километров одиночного трамвайного пути, а 42 километра из них – пассажирский.

Фото: ЯрГорЭлектроТранс
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем