RU76
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Ярославле

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

7 м/c,

южн.

739мм 51%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город Зеленые масла у Волги проблема 20 этажей отравленной земли: на берегу Волги в Ярославле 90 лет разлагаются нефтепродукты

20 этажей отравленной земли: на берегу Волги в Ярославле 90 лет разлагаются нефтепродукты

Чем опасны «зеленые масла» и смогут ли их когда-нибудь убрать

Опасные отходы из канавы попадают в Волгу

Немногие знают: под Юбилейным мостом в Ярославле есть зона ЧС — положение о чрезвычайной ситуации выпустил мэр Ярославля 22 ноября 2022 года. Причина: земля и дренажные системы загрязнены нефтепродуктами. Меньше, чем в 20 метрах, — Волга.

Нефтепродукты лежат в земле десятки лет, просачиваясь всё дальше. Они известны как «зеленые масла» — отходы советского производства, закопанные в землю. Сможем ли мы когда-нибудь вычистить это? Сколько лет еще нефтепродукты будут просачиваться дальше, загрязняя всё вокруг? Как эти вещества влияют на наше здоровье?

Мы побеседовали с экологом Сергеем Капустиным, который 30 лет посвятил исследованию «зеленых масел». Он рассказал о том, что скрывает грунт под мостом, и поведал историю советского завода, который оставил после себя грязный след.

Как нефтепродукты оказались в почве

Территория, пропитанная «зелеными маслами», официально находится по адресу: Тутаевское шоссе, 2, недалеко от ТРЦ «Рио». В 1933 году здесь начал работу ярославский сажевый завод, входивший в состав Резинокомбината (ныне Шинный завод).

Сворачивая с Тутаевского шоссе, доезжаешь до берега Волги, и ты на месте. Вокруг пустырь и заросли кустарника, а под ногами — химозная земля, где когда-то было сажевое производство

Для производства шин нужны были две вещи: каучук и сажа. Содержание сажи в каждой покрышке доходило до 50% процентов, поэтому ее нужно было много.

— Проектная мощность сажевого завода по готовой продукции составляла 8000 тонн в год, но в первые годы после пуска была увеличена до 12 000 тонн. Сырьем для производства сажи служили ароматизированные фракции нефтяного происхождения, которые в основном доставлялись нефтеналивными судами по Волге и сливались в открытые земляные пруды. Эти пруды изнутри были обмазаны глиной, что не спасало от значительных утечек углеводородных продуктов. Таким образом, за многолетнюю эксплуатацию завода грунт в непосредственной близости от реки Волги оказался насыщенным нефтепродуктами, которые грунтовыми водами вымывались в реку, — рассказывает эколог Сергей Капустин, он долгое время работал в лаборатории института «Техуглерод».

Сырье для сажи — это и было то самое «зеленое масло», представляющее смеси высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов, получаемых перегонкой продуктов пиролиза.

Пиролиз — химическая реакция, представляющая термическое разложение органических и неорганических соединений. В узком смысле — разложение органических природных соединений при недостатке кислорода (Neftegaz.ru).

Масло хранилось в котлованах, которые были вырыты в земле. Защитой от попадания вещества в почву служила глина, ей обмазывали стенки «ванн». Неэкологичное производство распологалось неподалеку от жилой зоны. Сажевая грязь распространялась на всю округу.

— Тогда производство было, мягко говоря, неэкологичным. Была другая технология получения сажи. Там всё кругом было в этой саже, всё было ей закидано. Поэтому, в том числе, было принято решение о закрытии старого завода и строительстве нового уже за пределами города. Сейчас наш сажевый завод — это, можно сказать, курорт, там чистота, там совсем другая технология, — рассказывает Сергей Капустин.

В 1973 году Ярославский сажевый завод у Волги присоединили к Ново-Ярославскому сажевому заводу — родоначальнику завода «Ярославский технический углерод». А еще спустя несколько лет закрыли. Сами пруды, куда сливали сырье для производства сажи, перестали эксплуатировать раньше — их засыпали в 50-е.

К 1976 году стали осознавать масштаб накопленной на берегу Волги проблемы — тогда построили дренажную систему, чтобы избежать попадания «зеленых масел» в реку. Работает она так: нижний слой дренажных стоков стекает в городские очистные сооружения, тем самым не давая системе переполниться и допустить протечку, а верхний — само «зеленое масло» — остается. С 2005 года работы по откачке дренажных вод осуществляет ОАО «Ярославльводоканал», а «зеленое масло» откачивалось и утилизировалась ОАО НИИ «Техуглерод» и ООО «Энергоресурсы».

Дотекло до Волги?

На территории бывшего завода есть колодцы для ревизии

В начале семидесятых московским государственным проектным институтом «Гипрокоммунстрой» были проведены гидрогеологические и гидрохимические изыскания на территории прилегающей к сажевому заводу. Это было сделано, чтобы разработать механизм защиты Волги от загрязнений. Уже тогда, 50 лет назад, исследования показали, что объём загрязненного нефтепродуктами грунта на берегу составляет 800 тысяч кубических метров. Содержание в грунтах и грунтовых водах нефтепродуктов составляет свыше 6 тысяч кубических метров.

Непосредственно канава, в которой до сих пор хранятся отходы сажевого производства, протянулась на 1225 метров.

При этом, уточняют исследователи, почва загрязнена неравномерно. По словам эколога, встречаются участки, которые могут быть абсолютно чистыми или загрязненными незначительно.

В 1974 году был разработан проект строительства «Опытных защитных мероприятий от загрязнения нефтепродуктами Волги в районе сажевого завода». Проектом было предусмотрено строительство полукольцевого горизонтального дренажа вдоль берега реки Волги и по склонам северного и южного оврагов. Уловленные дренажные воды собираются в приемный колодец дренажной системы и по напорному водоводу подаются на нефтеловушку, где происходит отстаивание дренажных вод. Всплывшие нефтепродукты через нефтесборную трубу отводятся в специальную емкость. Осветленные дренажные воды и уловленные нефтепродукты предусматривалось утилизировать на технологических установках при производстве сажи на действующем на данной площадке в тот период сажевом заводе. Дренажная система была построена в 1976 году и эксплуатировалась до 1979 года, когда на данной площадке сажевое производство было закрыто.

— По заказу «Техуглерода» в девяностых годах проводилась серия изысканий с целью определения локализации и выявления наиболее вероятных путей миграции углеводородных продуктов. Из-за отсутствия достаточного финансирования эти работы не были доведены до конца. Тем не менее анализ показал значительное содержание нефтепродуктов как в грунте дна реки, так и в придонных слоях воды. Опасная часть, попадая в реку Волгу, не всплывает на поверхность, а свободно мигрирует в придонных слоях по течению в сторону городского водозабора, находящегося двумя километрами ниже по течению реки, — рассказывает эколог Капустин.

Однако власти уверяют, что в Волгу ничего не попадает, загрязнена только земля, дренаж работает.

В чём опасность

В 2018 году правительство анонсировало, что начались работы по оценке накопленного вреда

«Зеленые масла» — это полициклические ароматические углеводороды. В России есть исследования о том, как эти вещества влияют на окружающую среду, оседая на дне рек. Например, вестник Санкт-Петербургского государственного университета публиковал статью, в которой разбирал, что подобные вещества попадают в среду в основном при сжигании топлива. Они образуются даже при деятельности ТЭЦ, котельных и даже при работе дизельных двигателей. В химическом перечне веществ, которые могут попадать в воду, — нафталин, аценафтилен, пирен, хризен, бензо/а/антрацен и другие. Некоторые из них обладают высокой токсичностью.

Некоторые соединения с пиреном, по данным Роспотребнадзора, вызвают онкозаболевания. Они способны проникать в организм человека через кожу, желудочно-кишечный тракт, плаценту. Помимо канцерогенного, бенз(а)пирен оказывает мутагенное, эмбриотоксическое и гематотоксическое действие. Бенз(а)пирен является результатом технического прогресса и следствием деятельности человека. Основные источники техногенного загрязнения — сжигание твердых и жидких органических веществ, в том числе нефти и нефтепродуктов, древесины, антропогенных отходов, однако его образование может происходить и без процессов горения — при пиролизе, тлении и полимеризации.

— То, что в этом продукте есть канцероген, — это однозначно. Но не надо всё валить только на «зеленое масло». В нашем городе в целом плохая экологическая обстановка из-за ряда производств. Выбросы с предприятий попадают в воздух, которым мы дышим. Так что здесь целый букет. Что касается «зеленого масла», если землю рекультивировать, то проблема исчезнет, как только закончится рекультивация. Но это очень долгий процесс, ведь площадь загрязнения очень большая: загрязнена территория в 4 гектара, нефтепродукт проник в почву на глубину до 60 метров, — рассказывает эколог Сергей Капустин.

Просто факт: по итогам 2021 и 2022 годов Ярославская область заняла первое место по заболеваемости онкологией.

Почему до сих пор не убрали

В 2018 году экс-губернатор Дмитрий Миронов пиарился на проблеме: правительство сообщало, что заключило соглашение с фирмой ООО «ГазЭнергоСтрой» на Петербургском международном экономическом форуме. Компания должна была провести инженерно-геологические изыскания на глубину до 50 метров. В 2019 году по результатам исследований озвучили, что общее количество загрязненной земли измерялось уже в 6,6 миллиона тонн. Нефтепродуктов так много, что в 2017 году они загорелись, находясь под землей.

Чтобы понять масштабы загрязнения, мы попытались визуализировать количество загрязненной земли. Как мы считали? По данным Сергея Капустина, территория бывшего сажевого завода составляла 4 гектара, а глубина исследований по залежам нефтепродуктов — 60 метров. Умножив площадь и глубину, получаем объём в 2,4 миллиона кубических метров. Эта цифра почти в 3 раза меньше озвученной правительством несколько лет назад.

60 метров — это высота 20-этажного дома.

Примерная визуализация масштаба загрязнения

Сейчас земля у моста находится в частной собственности. И это одна из причин, почему с ней ничего не делают. В настоящее время правительство Ярославской области занимается тем, что переводит территорию из частной в государственную собственность. Это процесс небыстрый. И дорогостоящий. Региональные власти направили обращение в адрес Минприроды России о выделении средств из резервного фонда правительства РФ в 2023 году на проведение новых изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации для ликвидации «зеленых масел».

После строительства моста ландшафт изменился, экспертизы нужно проводить заново

Сколько нужно потратить, чтобы очистить почву

По словам первого заместителя директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Станислава Малыгина, есть три предложения об утилизации опасных отходов от трех различных фирм. Одна предлагает нейтрализовать «зеленое масло» с помощью специальных химикатов, вторая — сжечь загрязненную почву в специальных установках, третья — опять же, прибегнуть к термической обработке и воздействию биосорбентами. Цена каждого способа — от 8 до 12 миллиардов рублей. А сама работа может растянуться до 10 лет.

«Зеленые масла» включили в федеральный проект «Генеральная уборка», откуда власти надеются получить деньги хотя бы на смету для реальной уборки нефтепродуктов из земли.

— Рассматриваются все возможные технические решения по ликвидации «зеленого масла», решение о применении того или иного способа будет принято по результатам проведения комплекса инженерных изысканий на загрязненной территории. Срок разработки проектной документации — в течение одного года с момента выделения средств федерального бюджета на проведение таких работ. Определить срок реализации мероприятия по ликвидации объекта накопленного вреда без проведения комплексных инженерных изысканий, выбора технологии ликвидации объекта «зеленое масло» и разработки проектной документации не представляется возможным, — рассказали в правительстве Ярославской области.

На ликвидацию «зеленого масла» уйдут годы и миллиарды рублей

Эхо советской промышленности разлетается по всей Ярославской бласти. Отходы предприятий десятилетиями отравляют почву. Среди них: шламонакопители в Дзержинском районе, которые недавно признали опасными на федеральном уровне. В 1963 году завод «Лакокраска» организовал в районе нынешнего трамвайного кольца на пересечении улиц Елены Колесовой и Урицкого отстойники для осветления сточных вод от производства фенолформальдегидных и эпоксидных смол, пентаэритрита, дифенилолпропана. Вода сливалась в канализацию, а опасный химический осадок оставался в канавах. Шламонакопители использовали до 1975 года. В 2000-х годах большую часть прудов засыпали землей. Сейчас их общая площадь — 9,9 гектара. В них закопано более 36 тонн токсичных отходов. Проведенные в 2019 году исследования показали значительное превышение в почве, которой засыпаны пруды, концентраций тяжелых металлов и химических веществ. Всё это вымывается осадками, с пылью и водой разносится по району, попадает в организм человека.

Кислогудронные пруды на НПЗ имени Менделеева под Тутаевым грозили перелиться в Волгу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем