Оборот оптовой торговли в июле 2011 года составил 18651,5 млн рублей, или 94 процента к соответствующему месяцу предыдущего года. При этом на долю малого предпринимательства пришлось всего 30,4 процента.
По данным Ярославльстата, в июле 2011 года оборот оптовой торговли на 66,8 процента формировался специализированными организациями оптовой торговли. Из цифр видно, что среди оптовиков все меньше и меньше становится малых предприятий. Еще недавно картина была совсем другой, ведь опт и мелкий опт – сферы, традиционно преобладающие в малом бизнесе. Последние нестабильные годы изменили ситуацию. Сегодня выживают наиболее сильные. Но и им приходится нелегко.
Если в денежном выражении показатели еще как-то радуют, в основном за счет повышения цен, то в абсолютном потребление снижается. И это хорошо видно наиболее распространенным и привычным населению товарам. И чем дороже товары, тем больше виден разрыв с показателями 2010 года. В значительной степени снизилось потребление холодильников и морозильников, теле- и видеоаппаратуры, бытовой (неофисной) мебели.
«Несмотря на вновь поднявшийся бум потребительского кредитования, дорогие вещи покупают хуже, чем в докризисные годы, – подтверждает данные статистики директор магазина бытовой техники Анна Рогова. – Соответственно, мы их меньше и заказываем. Да и ассортимент несколько изменился. Мы у поставщиков стали брать больше недорогих «народных» марок. Товары премиального сегмента заказываем по одной штуке, да и то не в каждой заявке, а только когда купят один, привозим следующий. Несколько лучше обстоят дела с мелкой бытовой техникой. На ней и делаем план».
В июле по сравнению с прошлым годом снизился оборот парфюмерных и косметических товаров, моющих средств, обуви. Особняком стоит одежда и чулочно-носочные изделия, оборот по которым вырос соответственно на 52,8 процента и в 2,3 раза.
«Что касается одежды, то здесь во многом сработал отложенный спрос, – считает товаровед Анна Конюшева. – В 2009-2010 годах многие просто обходили стороной магазины промышленных товаров. Если одежда и покупалась, то детям, которые из нее вырастают. Но люди не могут годами ходить в одних и тех же вещах, они попросту изнашиваются. Поэтому сейчас приходится обновлять гардероб более быстрыми темпами. Отсюда и рывок. И еще. Недорогих вещей всегда покупали больше, а сейчас ассортимент в значительной степени сместился в эту сторону. Поэтому в абсолютном выражении наблюдается рост».
А вот есть ярославцы стали больше – оборот оптовой торговли по большинству продовольственных товаров вырос. Впрочем, больше есть стали не только ярославцы – область является крупнейшим поставщиком продовольствия, в том числе и в московский регион. Вырос оборот мяса, колбасных изделий, молока, масла сыров. Меньше стали употреблять сахара, чая кондитерских изделий, кофе и какао. Резко возрос оборот макаронных изделий, несколько больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года цифра по обороту мук. А вот торговый оборот резко подорожавших круп снизился и составляет менее 85 процентов к июлю 2010 года.
Почти по всем продовольственным и непродовольственным потребительским товарам снизились запасы. Наученные опытом предыдущих двух лет оптовики, видимо, боятся затоваривания. Да и нормально оборудованных, современных и недорогих складских помещений в Ярославле почти нет. Так что запасаться – себе дороже.