RU76
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Ярославле

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

1 м/c,

с-з.

759мм 31%
Подробнее
USD 91,26
EUR 98,83
Бизнес Банк как зеркало российской экономики

Банк как зеркало российской экономики

Научил ли кризис быть реалистами во взаимоотношениях с кредиторами, есть ли «черный рейтинг» регионов, какие предприятия могут рассчитывать на помощь банкиров?..

" width=

Научил ли кризис быть реалистами во взаимоотношениях с кредиторами, есть ли «черный рейтинг» регионов, какие предприятия могут рассчитывать на помощь банкиров? Об этом беседа нашего корреспондента со старшим вице-президентом, руководителем блока «Сеть продаж» ОАО «Промсвязьбанк» Константином Басмановым и председателем совета директоров ОАО «Ярсоцбанк» (группа «Промсвязьбанк») Игорем Смелянским.

Прокомментируйте, пожалуйста, итоги работы «Промсвязьбанка» в первом полугодии: какие стратегические и тактические решения позволили завершить его с прибыль?

Константин Басманов: В корпоративном направлении существенен возросший объем факторинговых операций: за полгода было заключено около 250 договоров факторинга, из них около 120 в филиалах банка. Крупные проекты осуществлены в Челябинске, Уфе, Санкт-Петербурге, Волгограде, Новосибирске, Тамбове и Туле. Ассоциация FCI подтвердила, что по итогам полугодия Промсвязьбанк остается в России лидером рынка международного факторинга. Объем операций по импортному и экспортному факторингу превысил 25 млн долларов США, а число стран, с которыми развивается сотрудничество по международному факторингу, выросло с 16 до 29.

По итогам работы в 1-м полугодии «Промсвязьбанк» показал чистую прибыль по РСБУ в 1,4 млрд рублей. Счета и депозиты юридических лиц составили 191,2 млрд рублей, средства физических лиц с начала года выросли на 38,7% до 66 млрд рублей.На 1 июля 2009 года капитал банка составил 44,3 млрд рублей, активы – 408,4 млрд рублей.

Мы отмечаем позитивные изменения по числу клиентов – юридических лиц: предприятия и предприниматели попытались адаптироваться к новым экономическим условиям, они переосмысляют свои потребности в кредитах, возможности качественно их обслуживать. А банк, соответственно, переосмысляет свои продукты и условия. Сегодня у нас активно обсуждается снижение ставок по кредитам для юридических лиц – решение может быть принято еще до конца лета. И до конца года банк намерен активно увеличивать кредитный портфель. Заметно, что начал оживать рынок торгового финансирования – востребованы торговые операции, аккредитивы и гарантии, с начала года они выросли почти на 80%.

В рознице мы фиксируем увеличение комиссионных доходов по зарплатным проектам, переводам и платежам, аренде сейфовых ячеек. Это стало возможным, в том числе потому что мы внедрили новые продукты и услуги держателям банковских карт, пользователям интернет-банкинга. А по депозитной базе в первом полугодии «Промсвязьбанк» даже рос быстрее рынка – возьмем, например, майские цифры: прирост вкладов по всей системе составил 0,3%, а у нас 2%.

Возвращается вера в рубль, население диверсифицировало свои сбережения и сейчас отдает предпочтение рублевым вкладам. Каких-то всплесков валютно-обменных операций в последнее время мы не наблюдаем. В середине апреля мы предложили сезонный депозит, на который привлечено более 10 млрд рублей, открыто порядка 35 тыс. вкладов. У населения явно прослеживается склонность к сбережениям на черный день – это и выражается в росте депозитов. А наш несколько более существенный рост в этом направлении подтверждает, что «Промсвязьбанк» умеет качественно работать со своими клиентами. У нас за первую половину года срочные вклады банка приросли на 45%.

«Промсвязьбанк» участвовал в санации нескольких региональных банков, в том числе Ярсоцбанка. Была образована группа «Промсвязьбанк», куда вошли «Ярсоцбанк», волгоградский «Волгопромбанк» и банк «Нижний Новгород». В чем заключается главный итог работы дочерних банков в первом полугодии 2009 года?

Игорь Смелянский: Главный итог заключается в том, что практически завершены антикризисные мероприятия, банки начали работать по-новому, произошел переход на новую организационную структуру. «Ярсоцбанк» уже получил «плюсовой» финансовый результат.

Что дало вхождение в группу региональным банкам, региону, самому «Промсвязьбанку»?

" width=

И. С.

Регион получил стабильные, нормально работающие банки. Эти банки были действительно важны для регионов. В частности, «Ярсоцбанк» является лидером банковской сферы области, уступая только Сбербанку. Были запущены новые продукты, возобновлено кредитование, по единым стандартам начал работать блок малого и среднего бизнеса. Появились новые службы, которые есть в «Промсвязьбанке», но не было в дочерних банках – например, служба менеджмента качества, что положительно сказалось на обслуживании клиентов.

Группа «Промсвязьбанк» получила большую клиентскую базу. Мы получили, например, большое количество платежных карт. Так, «Промсвязьбанк» обслуживает порядка 900 000 карт, а у одного «Ярсоцбанка» активных карт насчитывается более 130 000 штук. Таким образом увеличение клиентской базы только по одному виду бизнеса составило порядка 15%. Плюс мы получили расширение сети продаж наших продуктов и услуг.

За минувшие полгода был заложен тот фундамент, на котором мы сможем идти дальше. Так, мы завершаем переход «Волгопромбанка» на IT-систему «Промсвязьбанка». Это означает, что у клиентов регионального банка появляется возможность пользоваться интернет-банкингом, получать полноценное факторинговое обслуживание. Появятся и другие продукты – те, которых у них не было до перехода на единую IT-систему. В течение второго полугодия мы планируем сделать то же самое в Нижнем Новгороде и Ярославле.

Как изменилась продуктовая линейка дочерних банков в период кризиса? В чем ее отличие от линейки «Промсвязьбанка»?

И. С. Мы ставили цель максимально унифицировать линейки банков. Мы провели ребрендинг, который позволяет воспринимать все банки группы как единое целое. Запущен блок обслуживания малого и среднего бизнеса в дочерних банках, где его по сути не было.

Какие важнейшие задачи стоят перед региональными банками до конца 2009 года?

И. С. До конца 2009 года мы планируем перевести дочерние банки на IT-платформу «Промсвязьбанка». Таким образом, они смогут предложить всю линейку продуктов, которая есть в головном банке.

Сейчас много говорится о том, что банки недостаточно поддерживают реальный сектор экономики кредитными ресурсами, насколько это соответствует действительности? С какими трудностями сталкиваются сейчас сами банки при кредитовании?

К. Б. Банки – это посредники, которые работают на рынке привлечения и размещения денег. Поэтому те их них, которые не выдают кредиты, не имеют возможности зарабатывать – а, следовательно, у них нет возможности и выплачивать проценты своим вкладчикам.

Поэтому любому банку выгодно выдавать кредиты, поддерживать реальный сектор экономики. Проблема конкретно «кризисная» связана с тем, что заемщики поделились на две категории. Одни сумели скорректировать свой бизнес в соответствии с новыми реалиями и достаточно устойчиво себя чувствуют, ищут новые возможности для развития.

Правда, такие потенциальные заемщики пока занимают выжидательную позицию и не готовы активно привлекать кредитные средства банков. А другие просто выживают, пытаясь преодолеть проблемы с рефинансированием огромной долговой нагрузкой. Данная категория предприятий, которые рады бы занять у банков средства на любой срок и по любой ставке, – это слишком рискованные клиенты. С нуля брать заведомо плохого заемщика безответственно по отношению и к нашим вкладчикам.

В большей степени инициатива по реструктуризации задолженности юридических лиц исходит от банка. Для наших клиентов, которые испытывают временные трудности, мы предлагаем удобные графики погашения, чтобы достичь снижения кредитной нагрузки. В целом, клиенты реагируют позитивно, видя в этом взаимный интерес. Думаю, что в сегодняшних условиях это типичная практика, она не является каким-то эксклюзивом «Промсвязьбанка». А активный пиар на тему «банки душат предприятия» – это дело как раз той группы заемщиков, которые реально не находят возможностей «выплыть». К сожалению, среди них есть и очень крупные, которые на растущем рынке, возможно, вели слишком рисковую политику заимствований или агрессивно строили некие бизнес-пирамиды.

«Промсвязьбанку» уже многое удалось в работе с малым и средним бизнесом. Какие планы тут?

К. Б. Этим летом в банке было принято решение создать единый блок «Малый, средний и розничный бизнес». Изначально, пока шло развитие этого направления (с осени 2007-го), им занималось самостоятельное подразделение. Его сотрудники меньше чем за два года сумели развить хороший бизнес, создать солидную клиентскую базу – более 7 тыс. кредитных клиентов, сформировать портфель объемом более 20 млрд рублей и войти в топ-6 среди отечественных банков в рейтинге «Эксперт РА». Теперь в рамках единого блока мы надеемся достичь повышенного синергетического эффекта. Уже начались активные кросс-продажи, развитие зарплатных проектов для клиентов МСБ. В рамках системы оценки рисков запланирован выпуск специальных кредитных карт для собственников бизнеса. Их обладателями смогут стать наши клиенты категории МСБ с хорошей кредитной историей, сохранившие свой бизнес в кризисное время. Мы также активно используем партнерские отношения с предпринимателями для развития кобренд-программ, платежей в пользу юридических лиц, повышения комиссионных доходов.

Озвучьте, пожалуйста, как будет развиваться розничная продуктовая линейка «Промсвязьбанка» до нового года.

К. Б. В этом году для проверки существующего кредитного процесса в рознице, выявления наших слабых мест мы привлекли компанию с мировым именем и высокой компетенцией в данной сфере – Experian. К концу августа будут готовы результаты исследования, мы получим рекомендации, в соответствии с которыми станет внедряться более совершенный кредитный процесс. Это позволит сэкономить на резервах, предотвратить рост просроченной задолженности, исключить выдачи ненадежным клиентам, а в итоге – создать более качественный розничный кредитный портфель. Считаем, что в розничном направлении определенным локомотивом для банка будет «Доходная карта». С октября намерены вернуть в активную линейку нецелевой кредит с новыми условиями: сначала начнем обкатывать его в Москве и ряде пилотных филиалов, планируем до конца года выдать порядка трех млрд рублей. В четвертом квартале вернемся к более широкой эмиссии кредитных карт участникам наших зарплатных проектов. Также хотим запустить несколько новых кобрендовых проектов – в том числе социальной направленности – и поднять на более высокий уровень действующие кобренды с «Мультинекс» и «Трансаэро».

Как вы оцениваете рост объемов просроченной задолженности физических лиц? Какие способы «выживания» в сложных условиях рекомендуете заемщикам?

К. Б. Во втором квартале мы отметили тенденцию по сокращению темпов роста просрочки физлиц по сравнению с началом года. А вообще я могу только присоединиться к рекомендациям, которые звучали и со стороны правительства, и от многочисленных экспертов. Сокращайте свои траты соразмерно доходам и не старайтесь спрятаться от кредитора, сами идите с ним на активный контакт! Если заемщик говорит: «Я понимаю свои возможности, они вот такие, прошу реструктурировать мой кредит», – есть огромная доля вероятности, что банк на это согласится.

Как «Промсвязьбанк» работает со своими постоянными клиентами, готов ли он делать им какие-то преференции?

К. Б. Несмотря на все кризисы, мы действительно делаем такие преференции и с точки зрения оценки кредитного риска, и по цене продукта. Программа кредитования действующих заемщиков с хорошей кредитной историей у нас никогда не останавливалась – и надеемся, что она в дальнейшем будет только набирать обороты.

Насколько выросли требования, предъявляемые к потенциальным заемщикам? Кого в принципе банк видит сегодня своим идеальным клиентом?

К. Б. Очень правильный вопрос. Требования, безусловно, стали жестче. И главная цель этого ужесточения – необходимость отделить тех, кто адаптировались к новым условиям, наладили свои финансы и живут с текущим долгом и текущим доходом комфортно, и тех, кто испытывает трудности.

Теперь банк старается эти два типа клиентов идентифицировать максимально точно. А вот кого в принципе видим сегодня своим идеальным клиентом – актуальнейший вопрос для «Промсвязьбанка», и мы намерены его решить уже в ближайшие недели. Пока у нас есть масса гипотез про отрасли, финансовые показатели и т. д., но это не является портретом нашего клиента. И в третьем квартале хотим срастить наши гипотезы с реальностью, чтобы увидеть высокие темпы роста кредитного портфеля.

Полугодие было непростым, но «Промсвязьбанк» все-таки вышел из него с прибылью в размере 1,4 млрд рублей...

– Это очень значимо, что по РСБУ за шесть месяцев финансовый результат положительный, а второй квартал позволил компенсировать убытки первого квартала. По итогам года банк также рассчитывает на прибыль. И пусть кому-то цифры кажутся не слишком впечатляющими. Для нас и наших партнеров это сигнал, что любой кризис можно преодолеть!

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем