RU76
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ярославле

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

3 м/c,

ю-в.

750мм 49%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Дороги и транспорт Транспортная реформа мнение «Почему такая закрытость?»: колонка журналистки о будущем транспорта Ярославля после новой реформы

«Почему такая закрытость?»: колонка журналистки о будущем транспорта Ярославля после новой реформы

В город приглашают работать компании со стороны

Чего ждать от транспортной реформы

14 июля в Ярославле завершится первый этап транспортной реформы. Дальше власти снова будут заключать контракты с перевозчиками, но уже на новых условиях. Нам только и говорят о том, что в город уже привезли новые автобусы, скоро будем ездить красиво. Заместитель главного редактора 76.RU побывала на презентации закупленного для частной компании транспорта и попыталась выяснить, что изменится для Ярославля дальше. Общение с представителями правительства и перевозчиком заставило задуматься о будущем городского транспорта.

Помните, мы рассказывали, как региональные власти забрали под себя городской транспорт? Депутаты практически единогласно проголосовали за эту идею. Дальше, решив, что городской транспорт не справляется, надо ему подсобить, власти решили исправить ситуацию и придумали заключать с перевозчиками новые контракты с приставкой «брутто».

Брутто-контрактыконтракты, по которым с перевозчиками будут рассчитываться за наезженные километры. Иными словами, сначала перевозчик месяц работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику (в бюджет). А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров.

По стечению обстоятельств первый контракт нового типа заключили с «Первой пассажирской компанией», известной как «ПитерАвто». Ее пригласили в Ярославль, когда город утопал в транспортных коллапсах после первого этапа реформы. Компания быстро наработала скандальную репутацию. Ярославцы жаловались, что билеты пробивались мимо кассы, а на маршруты выходила рухлядь. В общем, всё, как мы «любим».

12 июля 2022 года областные власти торжественно отрапортовали: в город прибыли новые автобусы. Объяснили обновку тем, что ответственный перевозчик «ПитерАвто», чтобы возить ярославцев по новому серьезному контракту, обновил подвижной состав. Правда, пока только на одном маршруте № 176, по которому заключили брутто-контракт всего на три месяца. То есть кататься на новых автобусах будем до октября. Может, дальше — больше? С этой мыслью мы и поехали на презентацию автобусов. На транспорт посмотреть да узнать побольше, чего ярославцам ждать в недалеком будущем.

Климат-контроль и валидаторы. Больше знать «необязательно»

Представитель «ПитерАвто» не хотел представляться, но с энтузиазмом рассказывал про новые автобусы

Желтые автобусы с наклейками медведей на бортах сильно выделялись на фоне «уставшего» подвижного состава городского ПАТП-1, припаркованного неподалеку. Восемь новых автобусов частного перевозчика базировали на стоянке муниципального предприятия.

Загорелые водители ярославских автобусов с сигаретами в зубах с интересом наблюдали за телевизионными операторами, снующими вокруг новенького транспорта.

— Вот табло для слабослышащих пассажиров с рекламой и информацией об остановках. Вот валидаторы, а вот — пандус для людей с инвалидностью, — взахлеб начал рассказывать собравшимся представитель перевозчика «ПитерАвто». Он несколько раз проигнорировал нашу просьбу представиться. — Они газовые, экологичные. У них выброс минимальный! Гарантия на автобусы — 5 лет. Они прямо с завода.

Холдинг «ПитерАвто» владеет долей на заводе «Волгабас». Компании выгодно поставлять свой транспорт
Таких автобусов в Ярославле еще не было

— А как покупали — в лизинг? — перебиваем восторженного анонима.

— Это вопрос к собственнику. Я не знаю, как и на каких условиях они договаривались, — пожал он плечами в ответ.

Мы отстали от мужчины и направились к представителю правительства.

— Расскажете об условиях лизинга? — спрашиваем.

— Я думаю, что это относится к коммерческой тайне и перевозчик имеет право не рассказывать. Есть такое понятие, как «коммерческая тайна». Эти вопросы решает частный перевозчик. Вот если бы государственная компания — то да, информация бы была открытой, — ушла она от ответа, как и первый наш собеседник.

Сколько стоит один новый автобус презентуемой модели Volgabus-4298, тоже никто не сказал. Цены нет ни на официальном сайте компании, ни на тематических сайтах о транспорте. Известно только, что эта модель новейшей разработки. Не секрет также, что компания «Волгабас» связана с «ПитерАвто». Один из владельцев ООО «Волгабас», Леонид Бондаренко (ему принадлежит около 30% доли компании), является также учредителем «ПитерАвто» (там ему принадлежит примерно 73,9%).

На презентации присутствовал директор филиала Национальной транспортной ассоциации в Ярославле (пару месяцев назад он выступал как представитель «ПитерАвто») Константин Марьясин. Пошли с вопросами к нему. Спросили, если контракт «ПитерАвто» истекает в октябре, останутся ли эти автобусы в Ярославле после?

Директор филиала Национальной транспортной ассоциации в прямом смысле убегал от вопросов

— Можете уточнить, вот эти автобусы как надолго с нами? — спрашиваем.

— Вот, ребят, у вас есть представители департамента транспорта, — указал он на нашу прошлую собеседницу. — Есть пресс-релизы.

— У них нет информации об этом.

— Моя задача, чтобы автобусы 14 числа поехали. Вам всё написали, был пресс-релиз, — стоял на своем Марьясин.

— Я же вам уже объяснила, что информация по закупкам — это коммерческая тайна, — отрезала представительница областного департамента транспорта.

Получается, транспорт у города забрать — не тайна, контракт с питерским перевозчиком заключить — не тайна, а рассказать о том, как это будет работать, — тайна? Расстраиваться мы не стали. Решили, раз рядом представитель транспортного департамента, надо больше узнать о будущем второго этапа реформы и городского транспорта в целом. Спойлер: никакой конкретики получить не удалось.

— Вы же в курсе, что передали полномочия по общественному транспорту на регион? Теперь специалисты обсчитывают все бюджетные схемы и дальше будут продолжать эту работу. Для этого еще нужно утвердить бюджеты, нужно разобраться с лотами, контракт прописать. То есть всё это пока не быстро. Эти автобусы — то, к чему мы должны приходить. Тот уровень, до которого надо дотягивать. Плюс брутто-контрактов в том, что соблюдается четко расписание. Потому что перевозчик не бежит за пассажирами, а получает деньги за километраж. Так работает Москва и много других городов.

Прошлым летом плюсом транспортной реформы тоже называли удобное расписание, мол, маршрутчиков выгоним и всех остальных заставим ездить как положено. Но пассажиры не получили ничего из обещанного, кроме единой цены на проезд, что на ПАЗе, что на трамвае — 28 рублей.

По тестовому брутто-контракту перевозчик должен возить ярославцев только на конкретного типа автобусах. Никаких ПАЗов быть не должно

Мы уточнили, а как на втором этапе реформы перевозчиков будут проверять? Судя по ответу правительства, автобусы просто будут отслеживать по GPS и считать наезженные километры.

На презентации новых автобусов, кроме представителя «ПитерАвто», директора филиала Национальной транспортной ассоциации и представителя правительства, больше никого не было. Да и презентацией это можно назвать с натяжкой. Проводили ее закрыто (мы случайно узнали про нее и напросились), на наши вопросы отвечали с неохотой, а некоторые просто игнорировали. Зато спустя пару часов в соцсетях ярославских чиновников появились фото с яркими автобусами и восторженные посты об обновке частной компании.

ПАТП грустит в сторонке

Старые автобусы городского ПАТП

Ярко-желтые автобусы продолжали блестеть новизной на стоянке ПАТП-1. Интересно, а муниципальному предприятию есть от этого хоть какая-то польза? Год назад, накануне транспортной реформы, власти обещали развитие именно городских предприятий, занимающихся перевозкой.

— Вы арендуете у предприятия землю под стоянку? — спросили мы у исполнительного директора филиала Национальной транспортной ассоциации в Ярославле Константина Марьясина.

— Ну, наверное... Давайте, подождите вот про ПАТП. Нам автобусы надо запустить. Что же вы... — почти оскорбился он. — Вы в мэрию обратитесь, в ПАТП, давайте. Это же надо не у коммерческого перевозчика спрашивать. У ПАТП есть директор. Вы у них и спросите, сколько они зарабатывают.

Интересно получается. Сначала у Ярославля отнимают управление транспортом в порыве исправить ошибки прошлого. Обещают, что отныне будет круто, безопасно и удобно для жителей. Область запускает и тестирует новый формат контракта. Организует презентацию автобусов частной компании. При этом вопрос, что будет после трех месяцев теста, остается без конкретного ответа — не просчитано. Не увезет ли перевозчик свои новые автобусы после тестового периода — коммерческая тайна. Зато власти уже оговорились, что на очередную реформу потребуется очень много миллиардов (примерно 22). Чему в этой ситуации должен радоваться обычный ярославец? Сложно разделять восторг чиновников, когда будущее транспорта туманно.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем