Главный архитектор Ярославля назвал плюсы застройки буферной зоны ЮНЕСКО. Эту тему мы затронули в большом интервью с Артемом Цымбаловым (полный текст можно почитать тут).
По мнению Артема Цымбалова, большая проблема городов — уплотнение периферии. Чем длиннее дорога из центра, тем дороже ее строить и содержать. То же самое с благоустройством — чем дальше облагороженные территории находятся друг от друга, тем сложнее формировать единое цивильное пространство.
— Получается, что бюджет распределяется слишком тонким слоем на растянутую городскую территорию, а эффект обратный. Удобный красивый город — это компактный город. Горожане всё больше времени проводят за рулем, и это время с каждым днем увеличивается. Проблема «транспортного плеча» становится заметнее: расстояние от дома на работу и обратно растет, — объяснил главный архитектор Ярославля. — Ухудшают транспортный кризис активно застраивающиеся дальние городские территории и территории Ярославского района, пример — застройка за «Глобусом». Важно понимать, что там живут не какие-нибудь жители района, а те же ярославцы, что и на улице Щапова. Отличие в том, что жителям «заглобусья» предстоит каждый день сражение в пробках на мосту. Это не может доставлять радости.
«Всем градостроителям понятно, что уплотнение периферии — градостроительная ошибка»
По мнению Артема Цымбалова, уплотнение периферии города влияет на количество автомобилей в центре. Ситуация, когда водители бросают машины под окнами офисов на целый день, а туристам потом не насладиться красотами, — неправильная.
— Пробки, парковки, общественный транспорт — это проблемы комплексные, но уверен, что главное лекарство — это повышение компактности проживания. Всегда призываю помнить, для чего люди стали строить города. Уверен, для того, чтобы сократить расстояния между собой: в городах удобно знакомиться, общаться, работать вместе и отдыхать, — развил мысль главный архитектор Ярославля. — Принцип компактности органичен городам изначально и был пересмотрен в период активного промышленного строительства наряду с модернистскими увлечениями. Грубо, суть модернистского принципа — это «баня с раздевалкой через дорогу». Вот так мы и ездим по этой «дороге» спать в одном направлении, работать — в другом, за детьми — в третьем, в магазин — в четвертом, в спортзал — в пятом… Так проходят годы.
Цымбалов добавил, что хоть исторические части городов изначально не проектировали под огромное количество личного транспорта, в пробках утопают именно спальные районы.
— В то время как историческая лучевая квартальная застройка (дважды прошлый век) вмещается в себя транспорт со всего города, включая транзит и толпы горожан с туристами. Этот факт меня постоянно восхищает. Попробовал бы, к примеру, проспект Фрунзе вместить такое количество транспорта и пешеходов! Наш исторический центр — это удивительный пример современного градостроительства, который каждый день дают нам наши предки, не знающие автомобиля.
«Чем ближе застройка к центру города, тем лучше»
Согласны с мнением архитектора?