Появились подробности по уголовному делу в отношении 62-летнего водителя ЛиАЗа, насмерть задавившего трехлетнюю девочку. В январе мужчине вынесли приговор — он проведет в колонии-поселении больше трех лет. Дзержинский районный суд опубликовал материалы дела, и от них леденеет внутри.
27 тонн переехали ребенка
Согласно материалам дела, рабочий день 26 августа начался для водителя «ПАТП-1» как обычно. Мужчина пришел на работу в 6 утра. Проверил исправность работы автобуса, прошел медосмотр и начал рейс по маршруту № 11.
До середины дня всё шло как обычно. Около трех часов дня мужчина притормозил у остановки «Улица Елены Колесовой» на Тутаевском шоссе и открыл двери, чтобы выпустить пассажиров.
— После полной остановки автобуса он открыл вторую и третью дверь, если считать от кабины водителя автобуса. На каждой двери имеется кнопка с фиксатором и со встроенными световыми датчиками. Он посмотрел во внутреннее (салонное) зеркало заднего вида, а также в левое зеркало, которое находится снаружи автобуса, убедился, что в автобус никто из пассажиров не входит и не выходит, нажал на кнопки закрытия дверей, индикатор погас, что означало, что двери автобуса закрылись. В его практике были случаи, когда он нажимал кнопку закрытия двери, а датчики не гасли. В таком случае он вновь открывал дверь, и если дверь не закрывалась, то выходил и смотрел, что с ней случилось, — говорится в документах на сайте суда. — На этом автобусе такие случаи тоже были, кто-то сумку мог забыть или ее зажимало в дверях, было, что и дверь ломалась. В тот момент он всё делал как обычно, нажал на все кнопки, они загорелись, двери открылись, когда все пассажиры вышли, вновь нажал на кнопки, датчики погасли, двери закрылись. После чего он посмотрел налево, отпустил тормоз и начал медленно отъезжать от остановки, на газ в этот момент он не давил.
Спустя несколько секунд автобус стал потихоньку отъезжать от остановки. В этот момент водитель услышал «Стой» из салона автобуса. Когда мужчина затормозил и вышел из салона автобуса, он увидел сидящую на тротуаре женщину с ребенком на руках.
Момент, когда потерпевшая держала девочку за руку и была зажата в дверях автобуса, а сама девочка бежала вдоль автобуса, он не видел, поскольку начал поворот, ему в этот момент не было видно третью дверь автобуса в зеркало. Он стал звонить в скорую и ГИБДД. После приезда сотрудников ГИБДД он дал им объяснения о том, что произошло, потом его увезли на освидетельствование. Считает, что кнопки сработали неправильно или он где-то недосмотрел.
«Он не почувствовал, что автобус переехал ребенка, поскольку он весит 27 тонн»
Прожила еще несколько часов
Как только бабушка оказалась на улице, она увидела, что малышка лежит на земле между бордюром и задним колесом автобуса. Она схватила ее на руки, прижала к себе и разговаривала. Просила дышать. Девочка бледнела на глазах, но на ней, казалось, нет ни царапины. Уже в больнице под одеждой ребенка обнаружили раны и ссадины на теле. Девочка оставалась в сознании.
«Баба, дай мне водички, баба, дай я встану», — всё это время говорила малышка.
Когда девочку увезли в реанимацию детской областной больницы, было 17 часов вечера. Пока врачи бегали и искали для малышки донорскую кровь, бабушка позвонила родителям девочки и сообщила о произошедшем. Врачи отправили родных домой, велев звонить каждые три часа. Но в десять вечера позвонили сами и сообщили о смерти девочки. Ребенок получил страшные травмы и разрывы внутренних органов и артерий. Основной причиной смерти стала потеря крови.
В это же время полиция и Следственный комитет возбудили уголовное дело по факту гибели ребенка и начали расследование.
Мать узнала после смерти ребенка
Родители девочки не жили вместе, но по договоренности между ними малышка гостила у папы с бабушкой. Ее мама была в другом городе, когда ей позвонили и сумбурно рассказали, что случилась беда. В Ярославль она приехала в час ночи. К этому моменту девочка была мертва.
«О всех подробностях ДТП ей стало известно из материалов уголовного дела. Исковые требования о возмещении морального и материального вреда она поддерживает, просила взыскать с водителя и АО «ПАТП № 1» 160 тысяч рублей за адвоката, 37 тысяч рублей за похороны, миллион рублей морального вреда с водителя и два миллиона — с предприятия. А также назначить максимальный срок наказания», — говорится в приговоре.
Старые автобусы
Водитель в суде вину признал полностью. И несколько раз проговаривал: «Кнопки сработали неправильно или где-то недосмотрел».
Он рассказал, что если в дверях что-то застревало, на панели срабатывали специальные световые датчики. Но в этот раз они не сработали. В ходе расследования следователи провели эксперимент — поставили между дверьми манекен, чтобы проверить, отреагируют ли на него датчики.
— В ходе следственного эксперимента было установлено, что кнопки открытия дверей автобуса оборудованы световой индикацией. Она встроена в сами кнопки. При открытых дверях автобуса в каждой из кнопок, в зависимости от открытых дверей, горит красный световой индикатор. При закрытии дверей автобуса индикатор гаснет. Отметил, что в ходе следственного эксперимента был применен манекен человека, который был зажат в дверях автобуса. В этот момент он сидел за рулем автобуса. При зажатии манекена человека индикаторы на кнопках открытия/закрытия дверей погасли, несмотря на зажатый манекен человека, — говорится в документах.
Сотрудник «ПАТП-1» объяснил в чем дело. Согласно его показаниям, всё произошло из-за того, что автобус (ЛиАЗ 6212), за рулем которого был водитель, слишком старый и не оборудован новой системой датчиков.
— Световые индикаторы являются вспомогательными средствами обеспечения безопасности движения. Основными являются внутренние и наружные зеркала автобуса. Автобусы, произведенные с 2010 года, оснащены системами противозащемления. Данная система предполагает автоматическое открывание дверей автобуса при зажатии постороннего объекта в дверном проеме. Кроме этого, автобус не сможет тронуться с места с открытыми дверями. В связи с тем, что автобус 2007 года выпуска, предприятием-изготовителем не предусматривается автоматическое открытие дверей при защемлении постороннего объекта в дверном проеме, — приводит суд показания одного из сотрудников.
Согласно показаниям еще одного сотрудника «ПАТП-1», транспортники не обязаны были переоборудовать все свои автобусы и вводить в них систему противозащемления. То есть автобус без этой системы мог спокойно выходить в рейсы.
На следующий день после случившейся трагедии в мэрии заговорили о необходимости оснащения общественного транспорта дополнительными датчиками. Но ситуации, когда пассажиров зажимало дверьми в общественном транспорте, повторялись еще не раз.