Кредитная карта – это, по сути, запасной кошелек. Многие пользуются ею, когда «не дотягивают» до зарплаты или хотят совершить незапланированную покупку. При этом они просто откладывают платеж на некоторое время, а затем стараются сэкономить на процентах. Но это не всегда удается. Например, вы оформили кредитную карту с грейс-периодом в полтора месяца. 15 сентября вы оплатили картой покупку холодильника, а 30 октября полностью внесли сумму обратно, уложившись таким образом в беспроцентные 45 дней. Однако банк выставил вам кругленькие проценты за пользование деньгами. Как так вышло, и что делать? Мы задали эти вопросы нашим экспертам.
Заместитель директора по развитию розничного бизнеса ОО «Отделение в Ярославле» Локо-банка
Александр Молодцов: «Вариантов, когда клиент уверен, что полностью погасил долг по кредитной карте, уложившись в грейс-период, а банк все равно начисляет проценты, может быть множество. В данном случае, заемщик скорее всего невнимательно прочел договор. Как правило, у большинства банков договор начинается с 1 числа каждого месяца либо с другой фиксированной даты. То есть в приведенном примере грейс-период мог быть с 1 по 15 октября. Таким образом, уплатив 30-го, владелец карты не только не уложился в грейс-период, но и задержал обязательный минимальный платеж, а значит ему начислены и проценты, и, вполне возможно, штраф за просрочку.
Есть еще несколько типичных ошибок, когда пользователи карт вынуждены будут заплатить проценты:
Вы сняли наличные и не учли стоимость комиссии за снятие, обычно она составляет от 2 до 6% от суммы снятия;
Вы не уложились в грейс-период, нужно внимательно ознакомиться с документами при подписании договора на кредитную карту;
Терминал, через который произошла оплата, «задвоил» сумму, произошло двойное списание средств, либо произошла какая-то техническая ошибка;
Возможно, произошло автоматическое списание средств за ежемесячное либо годовое обслуживание карты;
Некоторые банки берут комиссию за зачисление средств на карту, возможно,вы это не учли при погашении и пошла просрочка.
В любом случае не стоит паниковать, а следует обратиться в банк с просьбой разъяснить ситуацию. В нашем банке, как, впрочем, и во многих других, работают грамотные и доброжелательные специалисты. Они внимательно разбираются с каждым обращением. Также Локо-банк и большинство банков принимают обращения по телефону круглосуточной горячей линии».
Руководитель направления в управлении по развитию карточных кредитных продуктов Альфа-Банка Игорь Минаев
: «По кредитным картам многих банков, расчеты в которых ведутся автоматизировано, и система самостоятельно определяет срок окончания беспроцентного периода, такая ситуация возникнуть в принципе не может. В некоторых банках срок беспроцентного периода отсчитывается от даты возникновения задолженности по счету, а не от даты проведения операции по карте, поэтому фактически длительность беспроцентного периода увеличивается еще на два-три дня от даты совершения покупки. Дату окончания льготного периода всегда можно проверить в интернет-банке или позвонив операторам call-центра.
Единственный нюанс, на который стоит обратить внимание и который четко прописан в соглашении о кредитовании, – срок платежного и беспроцентного периодов истекает не в полночь, а в 23:00 последнего дня периода по московскому времени. Поэтому если задолженность погашена в 23:15 по Москве, проценты все же будут начислены.
Общий совет, который можно дать при возникновении ситуации с начислением процентов, когда клиент погасил всю задолженность до окончания беспроцентного периода, – сперва попробовать урегулировать вопрос с банком. Существует претензионная работа, в рамках которой банк проводит расследование, и если действительно произошла ошибка при начислении процентов, они будут возмещены. Причин для паники нет – помните: банки так же заинтересованы в мирном урегулировании проблемных ситуаций, как и клиенты, и если длительность беспроцентного периода однозначно установлена условиями кредитного соглашения, то поводов отказать в удовлетворении подобной претензии у банка нет».