«ВТБ Долговой центр», созданный в рамках Группы ВТБ во время кризиса, за три года вернул банку более трех миллиардов долларов.
Минувший экономический кризис, который, по мнению большинства ведущих аналитиков, еще продолжается, пожалуй, больше всего затронул финансовую сферу. Большинство крупных российских банков успешно справилось с вызовами современности, однако все они накопили груз плохих долгов. Сегодня это остается главной проблемой для большинства кредитных учреждений и, по оценкам специалистов ассоциации региональных банков, в абсолютном выражении сумма не снижается. И это не только упущенные доходы. Груз плохих долгов влияет на инвестиционную привлекательность банков, их рейтинги надежности.
Группа ВТБ успешно справляется с проблемой плохих долгов, которых, к слову сказать, у нее благодаря грамотному риск-менеджменту было не так уж и много. Во многом эти успехи определило создание и высокопрофессиональная работа специального подразделения «ВТБ Долговой центр».
«Еще до кризиса появилось понимание, что нам необходим такой инструмент в Группе, – рассказывает заместитель председателя ВТБ, председатель совета директоров «ВТБ Долговой центр» Андрей Пучков. – Заемщики оказались просто не готовы к кризису. Есть проблемы в компаниях, но не в отраслях. При неэффективном управлении можно завалить даже самые перспективные предприятия».
Спасение терпящих бедствие компаний – в грамотном антикризисном управлении. В основе рабочих схем Долгового центра – принцип громоотвода. ВТБ берет ситуацию под свой контроль и старается уберечь должников от банкротства. Конечно, главная задача Долгового центра – убедить должника заплатить. И здесь его специалисты используют все разрешенные законом судебные и несудебные процедуры. Но главной своей задачей они все же видят помощь добросовестному, но попавшему в трудное положение заемщику. Например, сотрудники Долгового центра, будучи высокими профессионалами, могут помочь предприятию продать непрофильные активы, чтобы рассчитаться с банком живыми деньгами, или обратить внимание собственников на неэффективный топ-менеджмент предприятия и содействовать его смене.
Ярославский филиал Банка ВТБ пережил кризис, пожалуй, лучше многих. Объем просроченной задолженности на его счетах оказался невелик. По мнению управляющего филиала Наталии Дмитриевой, это произошло благодаря тесному взаимодействию с заемщиками и хорошему знанию их бизнеса. Но совсем без задолженности, конечно же, обойтись не удалось. И бороться с ней наиболее эффективными способами помогает как раз Долговой центр.
«В рамках группы ВТБ он выделен в отдельное подразделение, более того, в самостоятельное юридическое лицо, – говорит Наталия Дмитриева. – И это большое преимущество, потому что он может стать контрагентом не только внутри группы, но и для других банков, у которых есть просроченная задолженность. Они могут работу с ней отдавать нам на аутсорсинг. Очень важно, что специалисты центра к каждому проблемному предприятию подходят индивидуально. Там, где речь идет о схемах вывода денег в офшорные зоны и фирмах-однодневках, нужны жесткие меры. Там, где ситуация в рамках закона, менеджеры по каждому случаю выясняют причины просрочки, потенциальные возможности клиента по возвращению задолженности, разбираются, по какой причине заемщик не может вернуть долг. Если сложности клиента носят временный характер, ему дают возможность исполнить обязательства».
«На мой взгляд, теоретически такую инициативу ВТБ можно только приветствовать, – считает вице-президент Ассоциации региональных банков России, главный редактор портала Bankir.Ru Ян Арт. – Во-первых, в банкинге создается прообраз единого центра по работе с долгами, который объединит всю цепочку – юридическую работу, бизнес-работу с заемщиками, допускающими просрочку, проведение операций, реструктуризацию долгов и т. п. Это значит, что есть шанс, что банки будут воспринимать должника не только в сиюминутной конъюнктуре (надо как можно скорее выбить из него долг и точка), а в некоторой перспективе (сегодня – должник, завтра – клиент). Вторая причина – при прочих равных, полагаю, что с социальной точки зрения более аккуратной работа с должниками будет у банковского долгового центра, нежели у стороннего коллекторского агентства. Долговой центр, если его работа будет организована правильно, волей-неволей будет задумываться о будущем взаимоотношении банка с клиентами. Значит, можно ожидать, что он станет работать более продуманно, социально приемлемо, с оглядкой на репутацию банка и с учетом простой истины, что как минимум четверть сегодняшних должников в будущем вновь становятся выгодными клиентами».